Обращаясь к Агнии Львовне Барто, А. Фадеев писал в 1955 году, что она
принесла много радости и пользы «детям нашей страны и просто нашим
детям творчеством своим, полным любви к жизни, ясным, солнечным,
мужественным, добрым!». В самом деле, поколение за поколением малыши
легко запоминают четкие, звучные стихи поэтессы:
Уронили Мишку на пол,Оторвали Мишке лапу,Все равно его не брошуПотому
что он хороший.А ребята постарше повторяют лукавые строки:Что болтунья
Лида, мол,Это Вовка выдумал,А болтать-то мне когда?Мне болтать-то
некогда!
Агния Львовна Барто родилась в 1906 году в Москве в семье
врача-ветеринара. Училась она в балетном училище, но ее привлекала
поэзия, и в 1925 году А. Барто принесла в Госиздат стихотворение
«Китайчонок Ван Ли». Ее стихами заинтересовался А. В. Луначарский:
пригласив начинающую поэтессу к себе, он посоветовал ей писать для
детей. Так и начала свой творческий путь молодая поэтесса темой очень
важной и почти не разработанной в 20-е годы - интернациональной темой.
«Братишки» В 1928 году появляется ее знаменитая книжка для маленьких
«Братишки», посвященная детям разных народов, маленьким братишкам, отцы
которых отстаивали свободу, боролись за счастье детей. В ней звучит
призыв к борьбе за братство, равенство и единство всех людей на земле,
независимо от цвета их кожи. Написанная в жанре колыбельной песни, эта
книжка глубоко гуманистична по содержанию, заключенному в доступную
детям, конкретную, образную форму. В цикле песен, которые поют четыре
матери у колыбелей своих детей, создаются портреты то «черненького
братца», у которого «волосенки не ложатся, завиваются в колечки, словно
шерстка у овечки»; то «желтого братишки, косоглазого мальчишки»,
«вихрастенького» и «скуластенького»; то «третьего братика», «смуглого»,
«складного», «светло-шоколадного»; то «белого мальчонки», у которого
«глазки озорные, волосы льняные». Поэтесса рисует и образы взрослых -
матерей и отцов, рассказывает о их трудной работе и мужественной борьбе
за свободу и счастье всех, кто трудится. Маленький читатель узнает, что
отец негритенка - носильщик («Он придет без сил, он тюки носил»); мать
китайчонка - ткачиха («Целый день ткала шелка, ой, болит моя рука! ой,
устала до чего, больше нету сил!»); отец маленького индуса- гнет вместе с
другими спину на болотистых полях («отдыхать нельзя им, не велит
хозяин»); отец русского мальчика отстаивал в боях завод («для того, чтоб
ты, сынок, для себя работать мог»). Рефреном в песне каждой матери
звучит обращение:
Подрастай, сынок,У тебя есть братья,Ты не одинок.Будешь вместе с нимиТы в огне и в дыме,С ними победишь.
Эта книжка поэтессы стала значительным событием в детской
литературе. Много раз издавалась она и в нашей стране, и за рубежом. С
первых же творческих опытов А. Барто ощущается ее стремление освоить то
новое, что уже было достигнуто в 20-е годы в области поэтического
мастерства и проблематики детской литературы ее современниками и
учителями: С. Я. Маршаком, К.И.Чуковским и особенно В. В.Маяковским.
Сама поэтесса говорила, что учится у Маяковского и думает, что детский
писатель очень многому может и должен у него научиться. Во-первых,
огромной связанности с организмом страны и, во-вторых, умению горячо
откликаться на большие и малые события жизни.
Такими откликами на события жизни, имеющими интернациональное
значение, были сборники испанских стихов поэтессы. Они появились после
того, как А. Барто в 1937 году ездила в Испанию на Международный
антифашистский конгресс в защиту культуры. Циклы испанских стихов «Над
морем звезды» и «Я с тобой» А. Барто посвятила детям республиканских
бойцов, сражавшихся с фашистами в Испании. Ребятам, о которых пишет
поэтесса, совсем немного лет. Но и десятилетняя Лолита, и восьмилетняя
Анита изображены отважными, привыкшими к тяжелым испытаниям,
самостоятельными девочками. Барто подчеркивает, что они и их
сверстники-мальчики твердо верят в победу. Стихотворения испанских
циклов проникнуты лирическими и публицистическими мотивами, слитыми
воедино:
Было лет тебе немного,Но умел ты быть отважным,Ты врага достойно
встретил,Ты сказал в лицо врагу:Я за мир и за свободу!Мой отец
республиканец!И победа будет нашейВ этом клятву дать могу!(«Клятва».)
В дни Великой Отечественной войны поэзия А. Л. Барто рассказывала
о героизме и самоотверженности российских людей на фронте и в тылу.
Поэтесса выступала по радио, писала стихи для газеты, выезжала в
командировки на разные участки фронта. Многие ее произведения посвящены
теме трудовых подвигов подр
остков, например, сборники «Идет ученик» (1944), «Новичок» (1944), «За
работой» (1943). Серьезные социальные темы продолжает разрабатывать
Барто и после войны. В 1947 году она создает поэму «Звенигород» - о
детском доме, в котором живут дети, осиротевшие в годы войны:
Здесь со всех концов страныСобраны ребята: