Режиссер-постановщик – это творческий лидер проекта в кинематографе, на
телевидении или в театре. Он отвечает за художественную составляющую
произведения.
Под его руководством работают актёры, операторы,
звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр.
Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик
далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за
то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал
проекта.
Режиссёр-постановщик может специализироваться на
постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей,
цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.
Обычно
режиссёра-постановщика называют просто режиссёром, т.к. и без
уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается
любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации.
Опишем некоторые варианты этой профессии.Кино – это сложный производственный процесс. (Как и телевидение.)
У
кинорежиссёра есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр
по работе с актёрами, помощник режиссёра (ассистент режиссёра, который
ведёт хронометраж отснятого материала), консультанты и пр.
Хотя как минимум двое из этой бригады и обозначаются словом «режиссёр», они выполняют другие задачи.
Например,
второй режиссёр (в западном кино – First Assistant Director) помогает
режиссёру-постановщику при разработке режиссёрского сценария,
формулирует информацию для художников по гриму, по костюму, для
ассистентов по актёрам и пр., планирует съёмочный процесс. И следит,
чтобы весь производственный процесс шёл без сбоев, чтобы каждый раз
съёмочная площадка была готова к работе, актёры и костюмеры были на
своих местах и т.д.
Это очень большой объём работы, и обычно у кинорежиссёра два вторых режиссёра.
Режиссёр
по работе с актёрами (он же ассистент по актёрам, директор по кастингу)
ищет подходящих исполнителей на роли, организует их фото- и кинопробы.
Главное
организационное бремя при создании фильма несут продюсеры, которые
занимаются вопросами бюджета, дистрибуции и т.д. Продюсер фильма
отвечает и за привлечение ключевых участников процесса, в том числе
режиссёра, если, конечно, тот сам не является инициатором постановки.
И продюсеры, и режиссёр подчиняются руководству киностудии.
Работа
режиссёра над фильмом начинается со сценария. Он может взять готовый
сценарий, а может написать его сам или в соавторстве с профессиональным
сценаристом. Он может взять за основу готовое литературное произведение
или совершенно свежий сюжет.
Даже если кинорежиссёр ставит фильм
на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и
покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается
режиссёрский сценарий.
Он обязательно изучает материалы,
связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его
проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы,
вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы. Вместе с
художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром
обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает
эскизы, разработки, декорации и пр. Вместе с композитором и
звукорежиссёром намечает экспликацию звука (график-схему). Отбирает
актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над
ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда
съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом
монтажа и озвучания.