«Педагог... Учитель...» — часто произнося эти слова, мы не задумываемся, какую роль в нашей трудной жизни они играют.
Профессия учителя связывает воедино способность к общению, понимание и знание человека.
С
ранних лет человек учится познавать окружающий его мир. И чтобы понять,
осознать и жить в нем правильно, ему нужны умные и понимающие его люди,
всецело отдающие свое умение, старание и заботу.
Они должны
направлять маленького человека на правильный путь, должны помочь ему не
заблудиться на дорогах жизни, должны воспитать его. Именно такими людьми
и являются педагоги. Они учат ребенка не только общедоступным вещам, но
и учат понимать самого себя, свою душу.
Каждый человек — это
маленькая частичка большого общества, в котором мы живем. И для того
чтобы уметь жить в этом обществе, человек должен быть достаточно
образованным.
Естественно, педагог учит не только знаниям,
передаваемым в народе из поколения в поколение, но и пониманию
надобности данного предмета. Ведь если учитель не докажет, насколько
нужен человеку тот или иной предмет, ребенок не будет иметь желания его
изучать. Следовательно, роль учителя в образовании и воспитании
человека, несомненно, огромна. Здесь можно привести в пример слова
Белинского: «Счастливы те молодые люди, которые имеют случай под
руководством опытных ученых, добродетельных и образованных наставников
усовершенствовать себя и предуготовить себя к опасному, хотя и весьма
продолжительному пути по трудовой дороге жизни».
Умение доказать
надобность предмета столь же велика, как и понимание учителем каждого
ученика. Из этих маленьких тезисов складывается сложная и разносторонняя
личность учителя. Он должен уважать каждого маленького человека,
понимать, что ребенок — это целостная личность, которая имеет такие же
права, как и взрослый член общества.
Одна из древних мудростей
гласит: «Ребенок — это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение».
Следовательно, каждый педагог должен понимать, какой груз
ответственности он несет за каждую «маленькую частичку большого
общества». Учитель, как и врач, — это призвание, талант, данный свыше.
Воспитывая
личность, учитель должен, думаю, вспоминать один постулат: «Не
навреди!» Формирование свободной, умной, справедливой, трудолюбивой
личности — сложный процесс. Но люди, по-настоящему любящие детей и
искренне увлеченные своей деятельностью, добиваются поставленной цели и
остаются в сердцах учеников на всю жизнь.