№1 Перечисленные глаголы поставьте,
если это возможно, в форме 1 лица наст. вр. и в форму деепричастия несов. вида.
Сделайте вывод, в каких случаях этого сделать невозможно.
Будить, ходить, лудить,
убедить, тузить, дерзить, двигаться, двигать, брызгать, мяукать, махать,
писать, видеть, жевать, спать, чудить, победить, ржаветь, следить, пахать,
варить, лепить.
№2 В предлагаемых словесных
структурах имеются речевые ошибки. Определив их характер, реконструируйте
нормативное звучание фраз.
Памятный мемориал, автор
праздничного пирога, ванная из чугуна, приехать в районе пяти часов, вызов
редактора, памятник Кутузова, сколько много, вопреки ожидания, заведующий
детского сада, отдыхать послеобеденным сном, меньшая половина буханки,
завоевать победу, оплатить за билет, одеть весеннюю куртку, основать вескими
аргументами, роспись учителя в дневнике, представить тетрадь на проверку,
нетерпимая жара.
№3 В приводимых парах слов одно соответствует норме, другое в
силу каких – либо причин вненормативно или ограничено в употреблении. Запишите
слова. Пользуясь словарями, определите лексически ограниченные элементы.
Профессора – профессоры, учителя –
учители, мичманы – мичмана, есть –
кушать, крайний (в очереди) – последний, подойти (в кабинет) – прийти, мышление
– мышление, шоферы – шофера, муз (е)й –
муз (э)й, электропоезд – электричка, звонит – звонит, водомет – фонтан, гола –
гола (сущ.), брала – брала, заговор – заговор.
№4 Все приводимые фразы не соответствуют норме, но есть некий
общий признак, лежащий в основе семантического
искажения. Назовите его и измените фразы так, чтобы они соответствовали
норме.
Сняться в анфас, моя автобиография,
февраль месяц, кавалькада всадников, большая масса людей, памятный сувенир,
крайний с левого края, двоякая дилемма,
равные половины, автор своей статьи, глубокая бездна, свободная вакансия,
первая премьера.