Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» отличается необычайным богатством идейного содержания. Толстой глубоко раскрывает широчайшие темы, среди которых самой главной, связывающей все прочие, является тема русского народа, его подвига в Отечественной войне 1812 года. При этом, рассматривая проблему народа и русского национального характера, Толстой доказывает, что именно народ является носителем высокого нравственного начала. Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои, полководцы бессознательно творят историю, двигают общество вперед, создают все ценное в материальной и в духовной жизни, совершают все великое и героическое. И эту мысль — «мысль народную» — Толстой доказывает на примере войны 1812 года: «Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал... что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом». Толстой говорит здесь именно о «периоде кампании 1812 года» потому, что эту войну он считает отличной от всех прочих войн и кампаний, называя ее «народной войной». Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом. Толстой считает, что победа в войне — это итог бессознательной, «роевой» деятельности миллионов людей из народа. Он неоднократно указывает на это в своих рассуждениях о ходе войны, полемизируя с традиционным, официальным взглядом на историю. «Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его». «Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню... делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию». Но эта бесконечная, бессознательная, «роевая» деятельность людей для Толстого проявляется не в едином движении однородной массы, а в движениях, поступках, чувствах, порывах тысяч отдельных людей: купца Ферапонтова и «человека во фризовой шинели» в Смоленске, солдат на батарее Раевского, лихого партизана Тихона Щербатого, солдата Апшеронского полка Платона Каратаева, старостихи Василисы, полководца Кутузова...