В это повести происходят невероятные, фантастические
события. Они никаким образом не поддаются логическому объяснению. Даже сам
повествователь в конце концов бросает попытки и говорит: «Чепуха совершенная
делается на свете <…> Просто я не знаю, что это…». Он понимает, что
описываемое им событие – «необыкновенно-странное происшествие» и нет никакой
возможности его объяснить, хоть и достоверно известно, когда и где оно произошло.
Это необъяснимое событие вторгается во вполне объяснимую реальность, с точными
бытовыми подробностями, вписанную в реальное (и обозначенное) время и
пространство – в реальную действительность. Откуда же появляется в
рациональной, понятной и знакомой каждому непостижимое, иррациональное? Но как
только повествователь касается причин этого, он тут же уходит, увиливает от
ответа, вставляя в свою речь множество вводных слов и предложений. Вопрос о
границе между реальным и фантастическим здесь снимается задолго до финала, так
как все возможные причины – естественные и сверхъестественные – отвергнуты.
Единственным объяснением происходящего становится реплика Ковалева: «Черт хотел
подшутить надо мною!».
Действительно, то, что нос майора Ковалева самовольно
покидает свое привычное место, можно с уверенностью назвать необъяснимым,
фантастическим, иррациональным происшествием. Еще более странным является то,
что в конце повести нос добровольно возвращается на подобающее место. Кроме
того, что это невозможное событие погружено в самую обычную реальную
действительность, находка и пропажа носа вызывают вполне обычные,
рациональные действия со стороны других персонажей повести. Иван Яковлевич в
страхе, что полицейские, разыскивая пропажу, найдут нос у него, завертывает его
в тряпицу и сбрасывает с Исаакиевского моста, после чего идет отметить удачный
исход дела в пивную. Сам Ковалев даже не изменяет своим привычкам: он первым
делом идет в гостиницу. Когда же он встречает свой нос, то его внимание
отвлекает «легонькая дама», узнаваем также тон, которым он говорит с носом, - обычный
для разговора чиновника среднего уровня с большим начальством. Но и в эти
разумные действия постоянно вмешивается фантастическое начало: чем разумнее
поступки, относящиеся к странностям, тем больше возникает нелепостей. Так,
например, странной можно назвать поимку носа, а также то, что вернули его
Ковалеву уже в бумажке, а не в тряпке. Рациональные, разумные действия
персонажей всюду пересекаются с иррациональным, невероятным, причем оно возникает
как будто бы из ничего. Можно сделать вывод, что фантастика заложена в самой
действительности, в самой повседневной жизни – невероятное является свойством
самой фактической реальности