1)
Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.
Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В
17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей.
Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало
жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в
провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное
зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как
основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком
расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и
архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена
резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в
середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы
Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам,
позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в
таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если
бы это был оригинал.
К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко.
Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю
соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов
зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и
дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и
надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.