Человек с давних времен пытался понять, что происходит в подземных толщах. Но наука геология сложилась далеко не сразу и многое позаимствовала от таких далеких от нее сфер, как анатомия и живопись. Свой вклад в нее внес великий итальянский энциклопедист Леонардо да Винчи, причем не своими неизданными трудами, а известными картинами и рисунками.Свое название эпоха Ренессанса (1450-1600) получила потому, что в этот период возрождались из небытия и развивались архитектура и изобразительное искусство, а также многие научные дисциплины: астрономия, физика и медицина. На этом фоне сиротливо выглядит геология. Науку о Земле развивал великий Леонардо.Вполне справедливо считается, что основы современной геологии были заложены такими западно-европейскими учеными, как датский геолог и анатом, католический епископ Нильс Стенсен, иначе Николас Стено (Niels Stensen или Nicolas Steno, 1638-1686 гг.) — основоположник геотектоники, описавший несколько определяющих принципов стратиграфии (раздел геологии, изучающий последовательность формирования геологических тел и их первоначальные пространственные взаимоотношения).Читайте также: Драмы науки: да Винчи был шоуменомАнглийский естествоиспытатель Роберт Гук, точнее Хук (Robert Hooke, 1635-1703 гг.) высказывал соображения об изменении земной поверхности, которое, по его мнению, повлекло изменение фауны, и считал, что окаменелости — это остатки прежде живших существ, по которым можно воспроизвести историю Земли.Шотландский натуралист-геолог Джеймс Геттон, правильно Хаттон (James Hutton, 1726-1797 гг.) в своем труде "Теория Земли" (1788) представил историю Земли, как бесконечное повторение циклов с периодической сменой разрушения одних континентов и возникновения других, а также указал на сходство древних и современных геологических процессов.Вклад эпохи Возрождения в развитие геологии, как сообщается на сайте американского научного издания Scientific American, состоял не столько в разработке принципиально новых научных принципов, сколько в новом художественном взгляде на Землю. Итальянский гений Леонардо да Винчи (родился 15 апреля 1452 года) принимал окаменелости за ископаемые останки прежних живых организмов и разрабатывал палеоэкологические основы исследования осадочных пород. Вот только ни один из его трудов так и не был издан.Леонардо и другие мастера живописи того времени изучали неживую природу и ландшафт не только с целью верно передать увиденное на своих картинах, но и пытались понять устройство земли и ее недр. Что касается Леонардо да Винчи, то красота, более, чем что-либо иное, стимулировало его любознательность.Великий флорентиец был одержим водой, поскольку полагал, что именно эта стихия разрушила могучие древние скалы и нанесла осадочные породы. Именно вода изменила землю, придав ей "живучесть". Текущие по земле воды, словно кровь в человеческом организме. Вода стекает с гор и устремляется к морю, полагал Леонардо, а затем подземными венами возвращается в горы. Так же циркулирует сердечно-сосудистая система.Британский историк Мартин Дж. Кемп (Martin J. Kemp) в своей посвященной Леонардо да Винчи книге пишет: "Леонардо нанес на карту человеческое тело. Всегда, когда мы смотрим на его рисунки реальных мест, мы ощущаем его интерес к земле, как к функционирующей системе".Леонардо представлял землю, функционирующую наподобие человеческого организма, состоящую из взаимозависимых частей, гармонично взаимодействующих друг с другом. "Анатомическая гармония" знаменитого наброска Леонардо, известного как "Витрувианский человек" или "человек Витрувия", оказалась применима не только к человеческому телу.Исследователи давно обратили внимание на одну особенность да Винчи. Английская исследовательница ренессансной культуры Фрэнсис А. Йейтс (Frances A. Yates) отмечала: "Нельзя ли предположить, что именно мировоззрение мага Гермеса Трисмегиста помогало такому человеку, как Леонардо, соотносить занятия математикой и механикой, с одной стороны, и с другой — занятия искусством".В своем художественном творчестве Леонардо отразил идею средневековой мистики, которая рассматривала микрокосм человеческого тела, как своего рода зеркальное отображение макрокосма со всеми планетами и звездами, движущимися по навсегда заданному пути, подчиняясь прекрасной небесной гармонии.Художник должен тщательно изучить пейзаж с тем, чтобы обнаружить скрытую гармонию пропорций отдельно взятых элементов. С увеличением расстояния, например, гора уменьшается, но ее размеры изменяются не произвольно, а в соответствии с законами геометрии. Используя законы природы, художник не просто копирует окружающий мир, а творит, "воссоздает" реальность.