(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо. . - (2)А где вас ранило? - спрашивали ребята. -...

0 голосов
165 просмотров

(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо. .
- (2)А где вас ранило? - спрашивали ребята.
- (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился
писать левой - почерком, не лишённым элегантности, как приспособился
ловко надевать рюкзак одной рукой. (б)После госпиталя приехал в Москву и
вернулся в университет, в котором учился до войны.
(7)Какое это было счастье - полных три года он восстанавливал себя
сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка
Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
(9)Жильё выделили при школе. (Ю)Комната и прихожая, откуда
топилась печь. (П)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё
приходилось учить географии и истории.
(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только
нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских,
тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие
иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь
была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти
культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до
зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим
всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря
времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не
понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие
мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как
будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо
настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность
испытывал и молодой учитель - и впрямь, не отвлекает ли он их от
насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев?
(21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте
и поскорее отпустить домой — работать. (24)Да и сами они только этого и
желали.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно
начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот
рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что
у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все
обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на
фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (ЗО)Дети, маленькие
мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было
украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у
других - юность, у третьих - жизнь.

Напишите сочинение-рассуждение раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В.Успенского: " В языке есть...слова. В языке есть... грамматика. Это - те способы, которыми язык пользуется чтобы строить предложения".


Русский язык (12 баллов) | 165 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Переписывай на свой страх и риск. :)
Как говорил известный русский филолог Л.В. Успенский: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это - те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»
Безусловно, автор данного выражения прав. Убедимся в этом на конкретных примерах из текста Л. Улицкой.
 Лексика – это словарь языка. Он нужен человеку для того чтобы красиво и лаконично выражать свои мысли. Существует много лексических средств, которые помогают сделать нашу речь яркой и выразительной. В предложении (7) автор употребляет метафору «чистил кровь». Использование данного тропа показывает нам, как герой хотел отвлечься от войны, как он старался изменить состояние свой души, читая классиков русской литературы.
Грамматика позволяет правильно выражать свои мысли, помогает сделать их понятными для окружающих. В предложении (5) употребляется обособленный причастный оборот «не лишенным элегантности». Оно показывает нам, как герой старается восстановить свои способности и не просто восстановить, а довести их до элегантности.
Подводя итоги вышеперечисленного, можно сделать вывод, что знание правил, не только помогают человеку правильно излагать свою мысль, но и раскрывает его внутренний мир, его отношение к окружающим. Таким образом, мы доказали, что Л.В.Успенский прав.

(14 баллов)