2009-07-08 00:32:02Главная — История и историография — Правление Октавиана Августа
Правление Октавиана Августа
СодержаниеОценка и «самооценка» принципата АвгустаПринцепс в системе должностных лиц и органов государстваРоль армии в формировании монархииПолитика и идеология как отражение формы государстваНельзя не заметить вместе с тем и тот факт, что Октавиан Август, сознавая, что располагает высшей властью, не стремился уклониться ни от этой власти, ни от проявлений подобострастия (о чем говорилось уже в начале настоящей главы, в параграфе «Оценка и самооценка принципата Августа»). Трансформации идеологии способствовали и «монументальная пропаганда» Августа - крупномасштабное строительство, свидетельствовавшее о его силе и подчеркивавшее его значимость, и политика в области монетной эмиссии. Тем не менее, он не был изобретателем монархической идеологии в Риме. Монархическая идея в римском государственном праве существовала фактически всегда. После изгнания Тарквиния Суперба, она в определенном смысле сохранялась в высших экстраординарных магистратурах и была умело использована в новых условиях.При всей своей схожести с монархией, принципат Августа имел едва ли не официальное название «восстановленная республика» (respublica restituta). Согласимся с утверждением Я.Ю. Межерицкого о том, что роль «республиканской» составляющей принципата не сводилась к «фасаду», «ширме» или «декорации». «Республиканизм» был почвой, на которой выросла идеология принципата, и одновременно - ориентиром политики Августа.Одной из важнейших составных частей идеологии как республиканского, так и императорского Рима, являлась религия. В этой сфере также происходят процессы, свидетельствующие о становлении монархического мировоззрения.Религиозная тема достаточно широко представлена на монетах, что подтверждает стремление принцепса закрепить государственную религию; часто она сливается с темой «император», Август часто изображался в виде Аполлона. Подтверждают религиозный аспект императорской власти и другие источники. Во 2 г. до н.э. было постановлено, чтобы магистраты, жрецы, весталки ежегодно приносили клятву Августу перед Алтарем Мира, который увековечивал его как отца «Римского мира» (Pax Romana). Императорский культ в форме почитания «божественного Юлия» (divus Iulius); его матери Венеры (Venus Genetrix) и почитания гения самого Августа (genius nomen Augusti) раньше всего установился в восточных провинциях, идеологически наиболее подготовленных к восприятию не просто правителя-царя, но и правителя-полубога. В Пергаме, Эфесе, Никомедии и др. были возведены первые храмы в честь Августа и богини Ромы, установлена специальная жреческая коллегия императорского культаи введены празднества. В посвятительных надписях Август недвусмысленно именовался богом и ему, наравне с другими богами, посвящали алтари, приносили жертвы и клялись его именем. Вряд ли стоит объяснять причисление Августа к сонму римских «богов» одним только подобострастием и страхом сограждан перед принцепсом. Вероятно, в основе почитания лежали в первую очередь личные качества императора, выверенность его решений. Принципиальный материалист С.Л. Утченко пишет о том, что политический гений Августа - явление почти устрашающее. Тем более римляне, привыкшие обожествлять все чем-либо замечательные предметы и явления, решили, что такому человеку нужно поклоняться, с чем, в частности, было связано присвоение ему 27 г. до н.э. почетного эпитета Augustus.Таким образом, не желающий быть монархом принцепс тем не менее воспринимался именно как монарх - священная личность, обладающая широчайшими полномочиями. Римская идеология времени принципата Августа, выросшая на почве «республиканизма», во всех ее проявлениях эволюционировала в сторону «монархизма».Принципат Августа не случайно вызвал противоречивые оценки современников и историков: он вобрал в себя республиканские и монархические черты, сплав которых определил специфические методы осуществления власти. Август стремился по возможности не отступать от республиканских традиций, хотя бы для того, чтобы не потерять поддержку консервативно настроенной части общества, и тем самым создавал видимость сохранения республиканской формы правления. Но во всех областях государственной жизни ясно наметились сдвиги в направлении «монархизации».