В предметном плане изображения, помещенного в центральной части поэмы,
Пушкин показывает разгул природной стихии как неограниченной,
непредсказуемой, неуправляемой силы и, что весьма существенно - силы
первичной. Все ее остальные аспекты, присутствующие в произведении,
оказываются вторичны, производны от нее и с нею соотносимы, о чем будет
сказано выше. В художественной концепции поэта природное и социальное
нерасторжимо связаны. Поэтому для ее постижения чрезвычайно важно
уловить принцип системного единства в воплощении различных сторон
стихийного начала.
В поэме отчетливо проявляются природные первоэлементы-стихии в их
различных воплощениях, состояниях и динамике взаимодействия, связующие
естественную и социальную сферы в одно целое и определяющие как образы
Петра, Евгения и народа, так и общее состояние мира. За этим можно
ощутить глубокое философское мировидение, присущее гению Пушкина и
воплощающееся в органичных формах мифопоэтики произведения. При этом
изображаемые поэтом первоэлементы несут на себе печать и
общемифологической семантики, и контекстуальных исторических значений. В
целом образ стихии бытия в «Медном всаднике» предстает как авторский
конструкт с ярко выраженными чертами творческой интерпретации
традиционных семантик и обретением новых.