Все стихотворение построено на подобных антитезах, например, по всему тексту мы видимпротивопоставление сакрального инфернальному, в том числе это выражается и в
противопоставлениях пространств: эдема и адской бездны. Рай находится в
небесах, на недостижимой высоте; бездна – это, наоборот, пространство, уходящее
вниз, глубоко под землю, не имеющее дна. Таким образом, в одном стихотворении
сосуществуют два мира, безграничных и бескрайних, один из которых устремлен
вниз, а другой – стремится вверх, в небеса, находится в сфере недостижимого.
Так же, как уже говорилось ранее, противопоставлены друг другу сияние (свет) и
мрак, нежность (спокойствие и умиротворенность) и мятежность (бунтарство) .
Итак, все это говорит об абсолютной невозможности сосуществования двух этих
царств. Стихотворение является своеобразной исповедью героя. Душа поделена на свет и тьму, одновременно в ней властвуют ангел и демон. Ангел как олицетворение любви, красоты и безмятежности; демон как представитель адской бездны, как всеотрицающее существо. Таким образом, мы видим, что в данном стихотворении преображающей силой является умиление, способное изменить, сделать лучше и чище. Эпитеты- ангел нежный, демон мрачный и мятежный, жар невольный, Олицетворения-ангел сиял, демон летал, дух отрицанья, дух сомненья взирал