Одновременно возникает в Англии, Франции, Германии. Это 1790-й год. А в начале XIX века романтизм появляется в России, Америке и в странах, не обладавших государством самостоятельно, но этипроизведения написаны на национальных языках. Польшу разделили. Восток - Российская империя, Юго-Восток - Австро-Венгрия, Запад - Пруссия. В 20-30-е годы появились поэты-романтики. Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий. Конец 20-30-х ознаменовалотворчество венгерского поэта Шандора Пётефи. Американские авторы Ирвин Вашингтон, Джеймс Финимор Купер, Эдгар По.Романтизм - литературный метод, второй после классицизма и во многом противоположный, контрастный, но он, так же как и классицизм, нормативный метод. У него есть жёсткая теория, и есть романтический стиль. Стиль в литературе не только характер словесного выражения, но и отбор и компоновка героев, жанровые предпочтения, выстраивание сюжетно-фабульных отношений. Стиль в романтизме настолько внутренне однородный, что у любого романтика эти общие вещи преобладают над индивидуальным стилем.Романтизм - метод, поэтому должен существовать долго, но на самом деле это не так. Появившись в конце XVIII века в 1810-е годы романтизм становится господствующим методом в европейской, американской, русской литературе. 1810-1839-е годы до сорокового - расцвет романтизма. С 40-х романтизм очень резко идёт на спад. И в середине века его вытесняет реализм.Авторы, тяготеющие к романтическим ценностям, продолжают создавать свои произведения даже после того, как романтизм пережил свой расцвет (Ж.Санд, В.Гюго).Романтизм появляется тогда, когда французская буржуазная революция, прошедшая под лозунгами, выдвинутыми эпохой просвещения (свобода, равенство, братство), Выявило несостоятельность этих важных ценностей.Где прошли войска Наполеона, исчезло крепостное право, третье сословие уравняли в гражданских правах, что дало стимул к развитию капитализма, прокатилась волна радикальных движений: борьба за освобождение Греции от турок, революция в Испании (установилась республика), - но эти движения не закрепились: монархия в Испании восстановлена, освобождение к грекам пришло позже.На волне этих освободительных движений возникло представление о новой эре, о быстрой смене событий и явлений.Битва при Ватерлоо. На дальнейшее развитие истории повлияла случайность: в ночь перед боем пошёл дождь. Лозунги Французской революции на поверку оказались несостоятельными. Эти просветительные идей о том, что люди имеют равные возможности, практика Французской революции оспорила. Встал вопрос, как жить дальше. Оказалось, что единственное, на что можно рассчитывать - исключительная, сильная человеческая личность. Мир раскололся надвое: личность и толпа. Менялись критерии, подходы. В классицизме главное деление по линии: высокое-низкое. В пределах нет личности. Романтизм вывел на первый план поэтическое и прозаическое, где поэтическое соотносится с личностью, а прозаическое с толпой. И между тем и другим постоянный конфликт. И это приводило к резким сдвигам. Романтизм оказался антиклассицизмом. Главный приём в романтических произведениях - контраст, противопоставление. Контраст может реализовываться на уровне выбора объекта (темы) и на уровне единичного персонажа. В классицизме герой высокий был добродетельным, а герой низкий - порочен.Романтики напротив: часто человеческую индивидуальность рисовали как совмещающую полярные противоположности (Квазимодо «Собор...»). Романтические герои могут быть какими угодно. Их сущность не связана с нравственным, эстетическим выбором, с представлениями о добре и зле. Романтический герой может быть и ангельски добродетельным и дьявольски преступным. Может быть вождём борцов за славой, а может быть разбойником, сластолюбцем. Главное, чтобы был мощным, не такой как все, исключительный. Контраст - его обыденное окружение.