В 1820-е гг. в литературу вступает новая группа, представление о
которой ассоциируется с образом «потерянного поколения». Это молодые
люди, побывавшие на фронтах Первой мировой, потрясенные жестокостью, не
сумевшие в послевоенное время войти в колею жизни. Свое название
получили по фразе, приписываемой Г. Стайн «Все вы — потерянное
поколение». Истоки мироощущения этой неформальной литературной группы
кроются в чувстве разочарования ходом и итогами первой мировой войны. Их
всех называли “потерянным поколением”.
Однако это были разные люди - различны были их социальное положение и
личные судьбы. И литературу “потерянного поколения”, возникшую в
двадцатые годы, создавало творчество также разных писателей - таких, как
Хемингуэй, Дос-Пассос, Олдингтон, Ремарк. Общественно-политические
истоки литературы «потерянного поколения» определить нетрудно – кровавая
империалистическая война, обратившая в прах многие идеалы и иллюзии,
породившая глубочайшее разочарование чувство потерянности, одиночества,
обреченности. Писателей потерянного поколения отличают: • Скепсис в
отношении прогресса, пессимизм, • Изображение войны с позиций
натурализма сочетается с включением полученного опыта в русло
человеческих переживаний. Война предстает либо как данность, изобилующая
отталкивающими подробностями, либо как назойливое воспоминание,
бередящее психику, мешающее переходу к мирной жизни • Мучительное
осмысление одиночества • Идеал – в разочаровании, иллюзия «соловьиной
песни сквозь дикий голос катастроф» иными словами - «победа – в
поражении»).
• Живописность стиля. • Герои произведений - индивидуалисты, которым
не чужды высшие ценности (искренняя любовь, преданная дружба).
Переживания героев - горечь осознания собственной «выбитости», которая,
однако, не означает выбора в пользу иных идеологий. Герои аполитичны:
«участию в общественной борьбе предпочитают уход в сферу иллюзий, личных
переживаний» (А. С.Мулярчик).
"Звездный час" литературы потерянного поколения это 1929 год. После
войны прошло 10 лет, когда появились самое знаменитые произведения о
ней, это "На западном фронте без перемен" Ремарка, "Смерть героя"
Олдингтона и "Прощая оружие" Хемингуэя. Необходима дистанция, необходимо
время для того, чтобы этот опыт был пережит и воплощен в художественно,
и высококачественном произведении, а не каких-то зарисовках, рассказах и
публицистических произведениях. К концу десятилетия (1920-е гг.)
основная мысль произведения потерянных заключалась в том, что человек
постоянно находится в состоянии военных действий с враждебно-равнодушным
к нему миром, главные атрибуты которого — армия, бюрократия. Каждый
искал свои художественные средства и приемы.