Было время, когда наши далекие предки не просто уважительно относились к природе, но олицетворяли и даже обожествляли ее. Вся природа представлялась им, если воспользоваться выражением поэта Николая Рубцова, «святой обителью», где в каждом камне, пылинке или соринке незримо живет Бог.Гораздо позже такую философию назовут пантеизмом. Образно выражаясь, пуповина, связывающая человека с природой, тогда еще не была окончательно перерезана: человек многого не понимал, боялся, оттого и воспринимал природу и ее силы с благоговейным трепетом.Многое в корне изменилось уже в эпоху Возрождения. От поклонения природе человек перешел к ее завоеванию, покорению и изменению. И вот к XXI веку мы пожинаем плоды этого бездумного господства, когда экология оставляет желать много лучше. Могла ли остаться в стороне литература? Конечно же, нет.В западной литературе тема взаимоотношений между человеком и природой ключевой не является. Все-таки чувствуется, что человек европейского склада занят преимущественно собой, своей карьерой и самоутверждением любыми средствами. Писателей интересует преимущественно другой вопрос - как проявляет себя человек в столкновении с дикой природой? Что позволяет ему не потерять себя и остаться человеком. Об этом повествуется в знаменитом романе Д.Дефо «Робинзон Крузо», в книге Г.Мелвилла «Моби Дик».Дикая природа Севера оживает под пером американского беллетриста Д.Лондона. Сквозной образ дождя - на страницах произведений Э.Хемингуэя («Кошка под дождем», «Прощай, оружие! и др.). Нередко героями произведений становятся представители животного мира («Белый Клык» того же Д.Лондона или рассказы Э.Сетон-Томпсона). И даже само повествование ведется как бы от их лица, мир увиден их глазами, изнутри.Но мы почти не найдем в западноевропейской литературе таких пленительных пейзажей и колоритных описаний, как в прозе М.Пришвина («В краю непуганых птиц», «Кащеева цепь») или К.Паустовского («Мещерская сторона»). Так, как любили и знали природу эти два классика, мало кто знал и любил ее. Более того, они сами были пытливыми и любознательными натуралистами, много путешествовали, беседовали с людьми. Разнообразные впечатления потом, естественно, оседали на страницах книг.Впрочем, не остались в стороне и русские поэты, начиная с Ф.И.Тютчева. Именно он первым озвучил мысль о том, что природа имеет и язык, и душу, и любовь. Эту мысль подхватили А.Фет, Н.Некрасов, А.Блок, а в ХХ веке - Н.Заболоцкий и Н.Рубцов. Для поэта любая мелочь, любая деталь воспринимается остро, свежо и неожиданно. У Тютчева подмечен даже тонкий волос осенней паутины, который каким-то чудом остался на уже пустом поле. Однако природа почти никогда не интересует поэтов сама по себе, но всегда в связи с человеком, с его мыслями, чувствами и переживаниями.Недаром в стихах можно часто обнаружить прием синтаксического параллелизма, когда, например, струи дождя уподобляются людским слезам, либо наоборот. Природа словно оттеняет душевное состояние человека, врачует и исцеляет его душу, помогает вновь обрести веру после полосы тяжелых утрат. Так происходит с героем повести В.Белова «Привычное дело» Иваном Африкановичем Дрыновым, понимающим, что самоубийство - не выход, дома осиротевшие после смерти жены дети и бросить их - еще худший грех.Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны. Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно, тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять в этом отношении?