Роль природного мира в образной системе "Слова.... " С древнейших времен природа была объектом внимания древней литературы. Но каждую историческую эпоху она понималась по-разному. Автор «Слова… » уделяет рассказу о природных явлениях особое внимание. Нельзя не заметить, что некоторые описания природы в «Слове …» достаточно подробны, развернуты, а некоторые - кратки. Сюжетное повествование в «Слове… » начинается с описания солнечного затмения. О нем в произведении говорится дважды: после вступления и после обращения к Бояну и речи Всеволода. Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и «воины тьмою покрыты» . С одной стороны, радость, а с другой – печаль и страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга. Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена» , «по чистому полю» , «солнце» , обращение Всеволода к Игорю – «свет светлый» . Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя, привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует слова, рисующие ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность: «тьмою» , «перегородило» , «ночь стоном угрожала земле незнаемой» . Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса – все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний. Другим грозным предзнаменованием в «Слове… » является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предыдущий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, например: «кровяные зори» , «тучи на четыре княжеских шатра» , «трепещут синие зарницы» и др. Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть грому» , «тучи черные хотят затмить четыре солнца» . Так в «Слове… » Игорь идет в чужие земли не только вопреки разуму, воле дружины, но и против воли самой Природы. Когда же он столкнулся в бою с половцами, дружина его на столько обессилела, что просто не смогла сражаться с могучими половцами и пала в бою. А Игорь был захвачен в плен. Совершенно иной представлена нам природа в самом конце поэмы. Заключительным пейзажем, который противопоставляется солнечному затмению и грозе, является описание природы при возвращении Игоря из плена. Она состоит из трех частей: ночное бегство, разговор с рекой и радостное возвращение. В этом эпизоде автор сделал всю природу единой. Она благоприятствует освобождению Игоря: «погасли вечерние зори» , «застучала земля, зашумела трава, половецкие вежи задвигались» . В этом эпизоде автор не рисует столь живописной картины, как, например, в солнечном затмении или грозе. Ему важно рассказать о действиях природы, ее помощи Игорю при побеге. Поэтому писатель использует разнообразные глаголы: «прыснуло» , «нагнали» , «погасли» , «застучала» , «зашумела» , «задвигались» . Т. е. природа охраняет Игоря от половцев. Роль пейзажей в этом произведении очень велика. Во-первых, они отражают мировоззрение людей 12 века, их веру, представления об окружающей природе, которая, описывая солнце, реки, леса родной земли выражает чувства, мысли автора и подкрепляет произведения красотой слова. Наконец, автор придает тексту большую насыщенность и детальность. Лишь с помощью пейзажей мы можем выяснить всю гамму чувств автора, его представление об окружающей природе, его веру и поклонение богам.