Фонвизин показывает столкновение двух взглядов на воспитание и
образование: патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и
передового, просветительского (Стародум, Правдин, Милон, Софья) .
Простакова и Скотинин стоят на консервативный позициях. Простакова
заявляет, что не умеет читать, да и вообще, слыханное ли дело, что
«девушки грамоте умеют! » Того же самого взгляда придерживается и
Скотинин, который тоже «от роду ничего ни читывал» .
Но уже и
Скотинин, и Простакова начинают понимать, что времена меняются, и без
образования нельзя обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить
какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество можно только, имея
хорошее образование. Поэтому они заставляют Митрофана учиться и нанимают
ему учителей. Но и здесь они стараются всячески уберечь Митрофанушку от
учителей и проклятого учения.
В результате Митрофан вырастает не
просто невеждой, не знающий абсолютно ничего и не желающий ничему
учиться. Это еще и злобный, грубый, жестокий и бессердечный человек. Он
вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим даже свою мать.
Абсолютно прав Стародум, говоря, что это и есть злонравия достойные
плоды» .
В противовес Митрофанушке Фонвизин создает положительный
образ молодого человека, честного, благородного, образованного. Это
молодой офицер Милон. Драматург вкладывает в этот образ определенную
идею, ведь он искренне верит, что именно такие люди могут по-настоящему
служить своей родине.
В уста героя Стародума Фонвизин вложил свои
идеи относительно воспитания молодого поколения Знаменательно явление 2
четвертого действия пьесы, где Стародум воспитывает Софью, высказывая ей
свои мысли, свои жизненные наблюдения. Из беседы героев мы узнаем, что
Софья хочет заслужить доброго о себе мнения от людей достойных. Она
хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть.
Стародум наставляет девушку на «путь истинный» , и она вбирает в себя
все жизненные истины своего дяди. Можно сказать, что наставления
Стародума легли на благодарную почву. Они, несомненно, дадут свои
положительные плоды.
Проблема воспитания проявляется также и в
образах учителей Митрофана. Создавая их, Фонвизин, скорее всего,
стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам
не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить
чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает
симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается
брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить
дубиноголового Митрофана.
Драматург считает, что она имеет важное
государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится
источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания
Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить,
чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем
нравственного воспитания пороки человеческой натуры.