исповедальный характер и драматически напряженный пафос лирики;
свойственное «поэзии мысли» переплетение размышлений автора над собственным уделом, судьбами своего поколения и своей отчизны, отношениями человека и природы, смыслом бытия, противостоянием добра и зла;
разработка в поэзии тем, связанных с национальной историей и культурой, народным самосознанием и народной этикой;
мотивы одиночества, вины, непонимания миром, душевных терзаний;
широкое использование приемов антитезы, отражающей конфликт мечты и реальности, а также внутреннюю противоречивость лермонтовского героя;
логичная «неточность» поэтического слова, которая проявляет свою художественную ценность в эмоционально-эстетическом контексте всего произведения;
самоанализ, нацеленный на исследование душевных глубин и обогащенный философскими обобщениями;
тип «странного человека», наделенного недюжинными силами, жаждой действия и героическими порывами, но так и не реализующего свой духовный потенциал; связанные с этим типом мотивы «бесцельного действия» и «остановленного порыва»;
критический анализ индивидуального сознания в его взаимосвязях с обществом и эпохой;
развитие жанра психологического романа, в центре которого находится исследование героя и его времени;
глубокая искренность;
трагичность мироощущения;
в основе — конфликт поэта с обществом;
мотивы богоискательства и богоборчества;
глубина философского осмысления социальных проблем и проблем развития личности, окружённой неблагоприятными условиями.