В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения,
поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в
Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии. В свою
очередь Реформация во Франции также имеет свои отличия.
Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии.
Королевская
власть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в.
были отменены папские аннаты - французские епископы избирались духовным
капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию
представители французской церкви могли обращаться только во вопросам
вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с
французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король
получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры
папой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ мог
подолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы с
церковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шли
королю и частично крупному дворянству. У французских королей не было
таких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских.
Реформационные
идеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первых
французских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ и
богослов Лефевр д'Этапль (1450-1536). В 1512 г. он пишет трактат
"Послания апостола Павла", в котором выдвигает два основных
реформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писания
единственным источником веры. Лефевр д'Этапль перевел Библию на
французский язык.
Если в Англии с усилением реформационного
движения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое,
лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранские
общины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.
Протестантизм
во Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкого
признания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступила
против Реформации.
В начале XVI в. Франция оставалась как бы
разделенной на две части - Север и Юг. В экономическом плане Север
развивался быстрее. Там начал формироваться сильный и влиятельный класс
буржуазии. Но буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии,
поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символом
национального единства. "Единый король, единая католическая вера" - эти
слова были лозунгом Французского государства вплоть до революции 1789 г.
Кроме того, французская буржуазия была экономически тесно связана с
королевским двором. Крестьяне Севера также оставались католиками. Таким
образом, социальная база для сохранения католицизма на севере Франции
оказалась очень сильной. Реформационные идеи кальвинистского толка
особенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии и
ремесленников южных и юго-западных областей Франции.
В 30-х гг.
XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этого
времени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-х
гг. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короля
Франциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружок
Маргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвин
бежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто не
успел убежать, в том числе многие гуманисты, жестоко расплатились: одни
были сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образом
судьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказалась
трагичной.