Изучение
произведений устного народного творчества требует от учителя тщательно
разработанного цикла уроков, каждый из которых тесно связан с предыдущим и
последующим уроками, а сам цикл уроков этого раздела как бы вырастает из первого,
вводного урока, а продолжается и развивается в последующих разделах.
Устное
народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста,
от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом
труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и
неиссякаемую силу народных героев — защитников родной земли, надежду
народа на лучшее и справедливое устройство мира. Народ шлифовал ранее созданные
произведения, переделывал, дополнял, творил новые варианты одного и того же
сюжета: сказки, пословицы, поговорки, загадки. При всей фантастичности многих
сюжетов русский фольклор глубоко реалистичен (типические черты воина,
крестьянина, русского характера и пр.).
Учащимся
5-х классов важно проникнуться пафосом и поэтичностью устного народного
творчества, овладеть умениями и навыками сказывать сказки.
Произведения
устного народного творчества, созданные в расчете на устное произнесение,
помогают воссоздавать характерные черты русской народной речи, напевной и
мелодичной. Вместе с тем пословицы и поговорки демонстрируют сжатость и
мудрость народной речи, что также полезно учесть при изучении этого раздела.
Устное народное творчество — неиссякаемый источник для нравственного,
эстетического воспитания учащихся.
Эти
знания закрепляются чтением статьи учебника об устном народном творчестве.