Это действительно величайший памятник др. -р. литературы. На фоне трагического сюжета явно звучит жизнеутверждающий пафос произведения - прославление Руси и её народа, вера в великое будущее Русской земли. Призыв к единению звучит во время и после поражения русской дружины. Автор на примере губительного для всех похода показывает, к чему ведёт феодальная раздробленность и несогласованность в действиях князей-военачальников.. Это распространённый приём в др. -р. литературе-заставив сопереживать трагедии, призывать ко благу.
"Слово" эпично и лирично одновременно. Автор постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей-современников к активным действиям против врагов родины. Основная идея раскрывается в образах его главных героев-князя Игоря Святославича, Святослава Киевского, Ярославны. Святослав передаёт взгляды Автора. Однако основной образ-сама Русская земля, которая представляется Автору живым существом-великим и простым одновременно. К Русской земле в целом обращены все помыслы, все чувства Автора. Он с любовью говорит об обширных пространствах своей родины, перечисляет птиц и зверей, её населяющих. Ради счастья простых русских людей, кого принято называть красивым словом "народ", он и призывает всех русских князей к единению. Это чувство любви, а также лиричность образа Ярославны с её любовью к супругу и придают особый лиризм эпическому произведению