Назовите основные этапы развития наук об обшестве

0 голосов
28 просмотров

Назовите основные этапы развития наук об обшестве



Обществознание (12 баллов) | 28 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

1) этап накопления сведений (донаучный)

2) Классическая наука (новое время века с 17 примерно)
систематизация полученных сведений и попытка прогнозировать реальность на основе рационализма. В основу такого процесса познания закладывается идея об отстраненности исследователя, т.к. существует мнение, что все процессы идут абсолютно одинаково в любой точке мира. 
Т.е. грубо говоря, если ты бросаешь груз с высоты 10 метров, то исходя из предпосылки, что он упадет с одинаковой скоростью и в России, и в Африке. и в Антарктиде, достаточно описать процесс в одной точке, что автоматически распространится на весь мир.
Именно поэтому фигура исследователя видится на этом этапе как наиболее отстраненная, наблюдающая за процессом; и огромное внимание уделяется математическому аппарату, как максимально абстрактному способу описания реальности.

3) Неклассическая наука (начало 20 века).
Связана в первую очередь с именами Н.Бора и А.Эйнштейна.
Суть вот в чем. Были открыты элементарные частицы, движение которых не могла описать классическая физика (Ньютоновская механика в частности). Более того создавалось впечатление, что они (элементарные частицы) движутся самопроизвольным образом.
Возникает идея множественности реальности, и фигура ученого рассматривается уже не как отстраненная, а как формирующая исследуемую реальность, т.к. от задач, которые ставит перед собой экспериментатор, зависит полученный результат.
Пример из этой серии: кот Шредингера (шуточный пример в научных кругах)
Есть ящик, в котором находится кот. До того, пока ящик не открыт не ясно жив кот или нет, поэтому до момента открытия ящика кот одновременно пребывает в 2-х состояниях. (на самом деле это метафора, где кот - это по сути элементарная частица, которая, как уже сказано выше, ведет себя непредсказуемо до тех пор, пока сам процесс исследования не "вскроет" ее движение  в данный момент времени). Таким образом переходя от элементарных частиц к объектам более заметным - сама реальность видится как малопредсказуемая.

Кстати, это хорошо иллюстрирует один из подходов психологии, именуемых экзистенционализм, рассматривающий существование человека в мире, где ему (человеку) нужно столкнуться с 4 конечными данностями (смерть, изоляция, отсутствие внешней структуры и бессмысленность). Смысл в том, что человек смертен, что он рождается и умирает один, что изначально не задано какой-то внешней структуры и жизнь, в конечном счете бессмысленна, и чтобы обрести цель, необходимо из этой пустоты начать плести нить смысла для самого себя. Т.е. опираясь в хаос и смерть, я сам из себя структурирую мою реальность.
(наверное, слишком сложный пример, но пусть будет; училке этот абзац читай осторожно, велик риск, что не поймет)

4) Постнеклассический этап.
Характеризуется междисциплинарностью. Например, сейчас идет активное создание когнитивной науки, куда войдут и физиологи, и лингвисты, и психологи и т.п. Суть в том, что реальность становится настолько сложной, а вскрываемые проблемы в каждой научной отрасли начинают выходить за узкие рамки той или иной науки, что основной фокус смещается на стыковые, междисциплинарные области. Поэтому идет некий процесс интеграции наук в нечто целое.

С этого, собственно, наука и начиналась еще в античности, когда изучалась не какая-то отдельная область мира, а весь мир в целом.


(1.0k баллов)