В этой басне в образе Свиньи автор подверг осмеянию людские пороки — жадность, неблагодарность, грубую силу, которая не прислушивается к голосу разума. Для Свиньи Дуб — это и возможность раздобыть пищу, и удобное место для сна: Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним… Однако она не только не чувствует благодарности к Дубу за кров и еду, но и не считает, что поступает плохо, подрывая корни дерева. Ее пытается образумить Ворон: Ведь это дереву вредит, — Ей с Дубу Ворон говорит, — Коль корни обнажишь, оно засохнуть может. Свинья не хочет понимать, что появление желудей, которыми она кормится, напрямую зависит от жизнеспособности корней, которые она теперь губит: Пусть сохнет, — говорит Свинья, — Ничуть меня то не тревожит, В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б желуди: ведь я от них жирею. К Свинье обратился сам Дуб, обвинил ее в неблагодарности, при этом сказал: Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут… В конце басни автор сравнивает Свинью с невеждами, которые ругают все новое, прогрессивное, не понимая, что достижения науки направлены на то, чтобы облегчать жизнь им же. Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. Мораль этой басни заключается в том, что не следует нелестно отзываться о чем-то новом, непонятном: не исключено, что оно в будущем сослужит добрую службу. В басне высмеиваются невежество, грубость и неблагодарность Свиньи, которая не видит ничего дальше своего рыла.