В Капитанской дочке
исторические события призваны оттенить человеческие качества героев.
Это равно относится и к Гриневу, и к Пугачеву, и к второстепенным
персонажам. «Капитанской дочкой» поэт художественно решал более
отдаленную, но не менее глубокую гуманистическую проблему: как достичь
единства нации, как примирить противоречия и на какой основе это
возможно. Оказалось, что почва для сближения «мужицкого царя» ,
повстанца Пугачева, и дворянина Гринева есть, она еще не в настоящем, а в
будущем. Пугачев и Гринев — в разных лагерях, но человечность, уважение
к личности других людей, к их простым чувствам объединяют пушкинских
героев. Пугачев, следуя народной нравственности, заступается за сироту,
он как-то по-отечески сочувствует Гриневу и предлагает даже сыграть
свадьбу и попировать. А Гринев, проявляя жалость к замерзающему мужику,
предостерегая его от предвидимого печального конца, искренне желает
Пугачеву добра, и тот это чувствует и ценит. Так дворянин и враг дворян
находят общий язык, между ними на короткий срок устанавливается
взаимопонимание, и Пушкину оно особенно дорого. Взрыв возмущенной
народной стихии, по мысли Пушкина, лишен какой-либо четкой политической
сознательности, хотя ее элементы проскальзывают в действиях восставших. В
«Капитанской дочке» Пугачев рассказывает Гриневу притчу об орле и
вороне. Смысл ее многозначен: с одной стороны, народ возжаждал вольной и
яркой жизни, где его силы могли бы развернуться. Однако, с другой
стороны, смысл притчи оттеняет и политическую наивность народа,
пользующегося моментом. Он действует импульсивно, словно в экстазе. Им
руководит не сознание, а социальный инстинкт. Ощутив свободу, он
превращает ее в разгул, и она сразу оборачивается своеволием и
произволом. Мечта Пугачева, как признается он Гриневу, — «поцарствовать»
. Пушкинский герой в ответ на притчу Пугачева резонно замечает: «Но
жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину» . Сегодня нас
волнуют проблемы, поднятые писателем в этом произведении: представление
о вечных ценностях – о Боге, добре и зле, долге, чести, совести, о
смысле жизни.