Юный живописец - это первая русская картина про жизнь обыкновенных людей. У картины занятная история. Перед нами на холсте - мастерская художника. Мягкий свет льется в окно. На стене - картины, одна - портрет, другая изображает уголок леса. На столе белая гипсовая скульптура-бюст и кукла с подвижными руками и ногами - манекен. Такая кукла помогает художнику правильно передавать разные положения человеческого тела. На деревянной треногой подставке - мольберте - укреплен холст, натянутый на подрамник.
А вот и сам художник. Он еще совсем мальчик. Иму лет четырнадцать. Или того меньше. Как он увлечен работой! И как уверенно, смело работает! В руках у него кисти и палитра - дощечка, чтобы смешивать краски. Перед ним непоседливая девочка. Он пишет на холсте ее портрет. Мать уговаривает девочку сидеть тихо.
Художник захватил на кисть нужную краску, решительно и точно кладет мазок на холст. Чувствуется, что этот мальчик - умелый мастер. Картина называется- "Юный живописец".
На картинах И. Фирсова изображены герои далекого прошлого. Художник узнал об их подвигах из старинных книг и сказаний. На картине "Юный живописец" представлены люди, которые жили в одно время с художником и, наверно, были ему хорошо знакомы. И заняты они самым обыкновенным делом. Хотя на холсте не происходит никаких важных происшествий, он очень привлекает зрителей. Картина написана с большим чувством. Она не заставляет думать о серьезных вещах, но зрителям передается сердечность, с которой она написана. Художник любит людей, которых написал, их ничем не примечательную жизнь. Ему дорог этот мальчик-живописец, приятна его уютная, скромная мастерская, близко его занятие.
Когда один знаток искусства увидел "Юного живописца" рядом с торжественными полотнами про чудесные подвиги богов и древних героев, он хорошо сказал, что эта картина - словно маленькая запущенная лужайка, поросшая ромашкой и одуванчиками, в парадном, празднично ухоженном парке.
Имя автора "Юного живописца" долго оставалось загадкой. Правда, в нижней части картины, на крышке ящика с красками, стояла подпись - "Лосенко", но ученые сомневались в том, что подпись правильная. Не сходились кое-какие даты. Автор "Юного живописца" отличался от Лосенко некоторыми приемами работы. И, конечно, трудно было предположить, что торжественные, немного театральные исторические полотна и эта простая сценка - создания одного мастера.
Уже в нынешнем столетии ученые решились смыть подпись "Лосенко". И вот радость! Под ней оказалась другая, латинскими буквами: "I. Firsove" - "И. Фирсов". Наверно, кто-то из первых владельцев картины хотел прибавить ей цену:
замазал подпись малоизвестного автора и поставил сверху имя знаменитого художника. Через много лет после смерти Фирсов занял свое место в русской живописи.
Ученым удалось кое-что узнать о жизни Ивана Фирсова. Он служил в Петербурге, при дворе. Потом был отправлен в Париж "для лучшего живописной и театральной науке обучения". Вернулся на родину и стал подмастерьем-декоратором в императорских театрах.