1) Две составляющие познания: чувственное (ощущения, восприятия и
представления) и рациональное (мышление в многообразных формах:
понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях).
2) Под этим понимают тот факт, что всю информацию об окружающем мире
человек получает только через разнообразные ощущения. Так рассуждали
психологи, которые называли себя сторонниками эмпирической точки зрения
или опыта. Ничто, по их мнению, человек не может узнать иначе, чем через
опыт, получаемый в результате восприятия окружающего мира с помощью
органов чувств. Именно по этой причине внимание психологов в течение
длительного времени, около пятидесяти лет после начала разработки
психологии на экспериментальной основе, было приковано к детальному
изучению ощущений человека. Правда, некоторые ученые оспаривали тезис о
том, что ощущения являются единственным источником знаний человека об
окружающем мире. Свое мнение они подтверждали, во-первых, тем, что
знания, которые являются врожденными, не могут быть взяты из ощущений.
Такие врожденные знания у человека действительно имеются, и данный вывод
подтверждается тем, что в биологических программах организма, например
во врожденных инстинктах, изначально заложена определенная информация о
внешних условиях, которые запускают в действие эти инстинкты у человека.
Во-вторых, многие идеи, которыми руководствуется разум человека,
например, идеи гармонии, красоты, добра, справедливости и другие, не
выводимы из ощущений. Это служит веским аргументом сторонников
врожденных знаний.
Тем не менее, мнение об ощущениях как главном источнике по крайней
мере тех непосредственных знаний человека об окружающем мире, которые
поставляют нам наши органы чувств, все же сохранилось, так как в своей
основе оно является правильным. Действительно, человек, не способный
видеть, вряд ли сможет себе представить, что такое свет и цвет так, как
это способен представлять и ощущать зрячий человек. Тот, кто лишен
слуха, не в состоянии представлять и воспринимать звуки музыки и тонкие
нюансы человеческого голоса точно так же, как это способен делать хорошо
слышащий человек. Таким образом, когда говорят, что ощущения являются
главным источником знаний человека, под этим подразумевают то, что, не
имея ощущений, человек не имел бы и сознания (в нем в основном и
представлены разнообразные ощущения). Не получая ощущений, человек
действительно ничего бы не знал, так как его сознание было бы отключено.
Так, например, случается, когда человек на время теряет сознание. Как
только у него появляются ощущения, он обретает сознание вновь, и только в
этот момент времени он может иметь знания о себе и мире.