Для «Бедной Лизы» характерны
короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом
повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию...»,
«слеза катится по лицу моему».
Чрезвычайно существенным было для
писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не обличает
Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская
девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин едва ли не первый в русской
литературе окрыл «живую душу» в представительнице низшего сословия. «И
крестьянки любить умеют» — эта фраза из повести надолго стала крылатой в
русской культуре. Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы:
сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и
безгласных — в этом главная нравственная задача художников слова.
«Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно
популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть
чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от
гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной,
частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир
отдельной личности.
Карамзин совершил и еще одно открытие в
литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то
есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его
переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для
писателей XIX века.