Одинцова боится
признаться себе, что и она чувствует влечение к Евгению. Весь ее облик
говорит об этом: «Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с
таинственной улыбкой на полузакрытых… глазах и губах, казалось,
говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…» Да и
автор намеками дает понять нам, что Одинцова испытывает зарождение
чувства к Базарову: «Одинцова протянула вперед обе руки», «невольная
нежность зазвенела в ее голосе», «она не тотчас освободилась из его
объятий», «медленно проводила платком по шее, на которой ей все чудилось
горячее пятно», наконец, мысль Анны Сергеевны: «Я и себя не понимала».
Но
после тягостных раздумий Одинцова все же решает: «Нет,…Бог знает, куда
бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на
свете». В героине боролись разные чувства, но победил сознательный выбор
спокойной жизни без всплесков и сильных эмоций: «Под влиянием различных
смутных чувств, сознания уходящей жизни, желания новизны она заставила
себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть до нее – и
увидела за ней даже не бездну, а пустоту…» Мне кажется, что Одинцова
увидела там не пустоту богатой эмоциями жизни, а пустоту своей души,
просто неспособной на чувства и переживания. Поэтому-то, на мой взгляд,
героиня и чувствует себя несчастной. Ее холодность и каменное
спокойствие делает жизнь Одинцовой серой, однообразной, лишенной смысла.
Сам автор иронизирует над своей героиней, осуждая ее выбор: «Ее
спокойствие не было потрясено; но она опечалилась и даже всплакнула
раз…»
Таким образом, данный эпизод можно считать важным для раскрытия
характеров обоих героев. Он является переломным в судьбе Базарова:
герой терпит поражение от самого себя, своей природы: с любовью к
Одинцовой рушатся все его теории, его представления о себе. Базаров
понимает, что он самый обычный человек и что его жизнь определяют законы
природы и человеческой натуры.
Но главной героиней этого эпизода
является, по-моему, Анна Сергеевна Одинцова. Именно в сцене объяснения
раскрывается ее характер, мы понимаем ее жизненную философию. Читатель
понимает, что отношения между Базаровым и Одинцовой невозможны. Но
именно такая героиня и была нужна Тургеневу: Базарову нужно было лишь
понять, что и он способен на чувство. Тем самым автор заставляет героя
осмыслить и почувствовать крушение всех своих взглядов, мироощущения,
представлений о себе.