Почему каратист ломает рукой кирпич? Как очистить днище корабля? Как натянуть трос, не натягивая? Как вытащить хорошо забитый гвоздь? Как хорошо запомнить правило разрешения противоречий? Ответы на эти вопросы будут даны в этой главе.
Есть ли такое стекло, которое нельзя разбить вдребезги? Есть. Зовется оно "триплекс", в переводе с латыни - "тройное". Триплекс устроен, как бутерброд: два тонких стекла, а между ними - прокладка типа полиэтилена. После удара осколки остаются на своих местах - они приклеены к промежуточному слою. Недаром триплекс ставят на автомашины. Спросим: чем отличается триплекс от оконного стекла? Тем, что его части обладают противоположными свойствами - гибкостью и хрупкостью.
В предыдущей главе мы рассказали об изобретательском правиле: если два действия нельзя сделать вместе, делай их в разные моменты времени. НАПРИМЕР, чтобы рассечь кирпич, рука каратиста должна быть напряженной. Но попробуйте хорошо разогнать напряженную руку - не получится... Значит, в полете рука расслабленная, а при контакте с кирпичом - напряженная. Вспомнили?
Но бывают задачи, в которых нельзя "разнести" противоположные требования во времени.
Вот характерный пример. В тропических морях днища кораблей быстро обрастают ракушками - до 45 килограммов на квадратный метр! Это тормозит ход корабля. Значит, надо чистить днище. Под воду лезет аквалангист, включает мотор круглой торцевой щетки и... закручивается в противоположную сторону сам - ведь опоры в воде нет. Опять нам встретилось противоречие: щетка должна крутиться, чтобы сдирать нарост, и не должна крутиться, поскольку это создает неудобство для работы...
Как разрешить это противоречие во времени? Только коснулся щеткой днища - и сразу отвел. Тогда аквалангист просто не успеет "закрутиться". Но так долго не поработаешь - утомительно. А вот что предложил изобретатель А. Воробьев еще в 1949 году: одна часть щетки вращается в одну сторону, а другая - в противоположную! Или: одна щетка вращается внутри другой! Будет ли теперь страдать аквалангист?
Обратимся к новому примеру. Итальянец Лаццаро Спалланцами (1729 - 1799) - ученый, "охотник за микробами". Для своих экспериментов ему понадобилось запаять горлышко стеклянной бутылки, не выгоняя из нее воздуха. Известно: при нагреве, особенно при большой температуре, при которой плавится стекло, воздух расширяется и уходит из бутыли... По ряду причин использовать пробку для горлышка и дополнительное охлаждение было нельзя.
Вновь мы встретились с задачей, где спрятано противоречие! Вот как ее решил ученый: вначале, почти запаял горлышко, оставив все же узенькое отверстие, и дал бутыли остыть - вновь заполниться воздухом. А потом разом запаял оставшееся отверстие на сильном огне - воздух просто не успел выйти наружу...
Читатель, привыкший размышлять, заметит тонкость - в отличие от предыдущих случаев, Спалланцами оперировал не только временем, но и - если так можно выразиться - частями бутылки. И он был прав. Ибо мы вплотную подошли к еще двум способам разрешения противоречий, а значит, и к новому способу решения творческих задач.