Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, драматург поднимает многие важнейшие проблемы своего времени. Он затрагивает темы крепостного права, образования и воспитания, гражданского долга, нравственности, культуры и многие другие. История любви Чацкого и Софьи и история конфликта героя с московским дворянством переплетаются и соединяются в единую сюжетную линию. Из первых сцен в доме Фамусова. Он видит быт дворянской семьи. Автор приоткрывает и завесу взаимоотношений персонажей пьесы. Софья, молодая привлекательная девица, закрылась в своей комнате с неким Молчалиным и не обращает внимания на напоминания служанки Лизы о наступлении утра. Даже риск быть застигнутой отцом ее не пугает. Она вполне счастлива, а оттого и «часов не наблюдает» . Влюбленная особа готова предаваться романтическим беседам ночи напролет, не замечая ничего вокруг. Появляется «достопочтенный» отец, который «монашеским известен поведеньем» . Не стыдясь своего возраста и положения, он откровенно заигрывает с Лизой, ведет себя, словно молодой повеса. Однако, столкнувшись с Молчалиным, этот «ветреник» и «баловник» быстро натягивает маску добропорядочного главы семьи и как истинный хозяин своего дома пытается разобраться, что происходит и что, собственно, его секретарь ищет в столь ранний час там, где находится его дочь. Лиза уверяет барина, что ее хозяйка только что «започивала» , а «ночь целую читала» . У Фамусова же всему есть своя оценка: «в чтеньи прок-та невелик» . Да и в образовании он не видит большого смысла: Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам. Однако такие, как Молчалин, для его дочери гораздо более страшная угроза, чем просвещение, потому что «кто беден» , тот ей «не пара». Кажется, вот-вот — и амурная интрига будет разоблачена. Но Софье это нипочем. Оставшись наедине с Лизой, с которой у нее сложились доверительные отношения, она говорит только лишь о своей любви к Молчалину. Ведь тот «за других себя забыть готов» , всю ночь держит ее, Софию, за руку и глаз с нее не сводит. Он «и вкрадчив, и умен» . Эту почти идиллическую картину нарушает внезапное появление Чацкого, отсутствовавшего и не дававшего о себе весточки три года. С его визита и начинается активное развитие сюжета. Соскучившись и настрадавшись в разлуке, Чацкий спешит увидеть Софью, которую давно любит и ради встречи с которой, собственно, «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше седьмисот пронесся...» . «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног», — восклицает Чацкий, еще ничего не подозревая, и стремительно бросается к своей возлюбленной. Он говорит с неподдельным чувством, искренно. С этой девочкой он вместе рос и воспитывался, с ней долгие годы был неразлучен.. . А что же София? «Ни на волос любви! » София — чего никак не ожидал Александр Андреевич — холодна. Наделенный тонким умом и проницательностью, Чацкий сразу чувствует перемену в ней, но пока еще толком не может понять, в чем дело, да и верить в плохое ему, наверное, не хочется. Он говорлив, оживлен, интересуется новостями и, кроме того, по привычке, посмеивается над старыми знакомыми и над старыми порядками, которые он находит неизменными: «Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах» . Здесь по-прежнему «хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле» и по-прежнему «господствует.. . смешенье языков». Если раньше Софию подобные комментарии забавляли, то теперь она ведет себя весьма сдержанно. Справедливые, хотя и резкие высказывания Чацкого о некоторых персонажах больше не веселят ее. А когда он с насмешкой, едкой и язвительной, упоминает о Молчалине