Главной в творчестве Н. С. Лескова является тема личности, освобождающейся от сословных уз. Эта тема исторически связана с теми социальными процессами, которые происходили в России после отмены крепостного права. Особенно важна для понимания смысла и движения этой темы повесть “Очарованный странник”, вошедшая в цикл повестей о праведниках земли русской. А. М. Горький писал: “Лесков - писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах”.Повесть “Очарованный странник” интересна как раз тем, что ее главный герой, “черноземный Телемах”, Иван Северьянович Флягин проходит долгий и трудный путь становления личности, поисков правды и истины, опоры в жизни. Этот черноземный богатырь, видом своим напоминающий легендарного Илью Муромца, знаток лошадей, “несмертельный” авантюрист, становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже “деться было некуда”.Особым смыслом наполнен рассказ-исповедь героя об этих странствиях. Исходная точка этих странствий - крепостное, дворовое положение героя. Лесков рисует здесь горькую правду крепостнических отношений. Флягин ценой безмерной самоотверженности спас жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для него работы (мостить дорожку к барскому дому) лишь за то, что он не угодил барскойкошке. (Здесь возникает тема оскорбленного человеческого достоинства.) Но Лесков на этой теме не особенно настаивает, так как его интересует дальнейшее формирование личности героя. Следует отметить, что на начальном этапе у Флягина нет никакой опорной точки (в смысле морали, самосознания, отношения к добру и злу). Его поступки стихийны, непредсказуемы, порой бессмысленны. Неизвестно, как он поступит в следующий раз: попросит в награду за свой подвиг бесполезную гармонь