В конце 18 века в литературе зарождается направление сентиментализм, для
которого главное – внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми
радостями. «Бедная Лиза» - повесть о печальной участи крестьянской
девушки, полюбившей дворянина и брошенной им.
Лиза – дитя
природы. Она чиста, бескорыстна, наивна, не знает пороков
аристократического общества. «Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на
молодого человека, - ещё более закраснелась и, потупив глаза в землю,
сказала ему, что она не возьмёт и рубля» .
Её душа открыта
чувствам и готова предаться им без размышлений. Карамзин со всеми
подробностями описывает смену настроений Лизы от первых признаков
влюблённости до глубокого отчаяния, приведшего к гибели. Девушка не
читала никаких романов, и ей не приходилось ещё переживать чувство любви
даже в воображении. Поэтому сильнее и радостнее открывалось оно в её
сердце при встрече с Эрастом. « И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка
на молодого человека; но не так скоро молния блеснёт и в облаке
исчезает, как быстро голубые глаза её обращались к земле, встречаясь с
его взором» .
Лиза влюбляется, но вместе с любовью приходит и
страх, она боится, ибо «исполнение всех желаний есть самое опасное
искушение любви» . Карамзин показывает нам!
двух людей Эраста и
Лизу, которые одинаково способны на глубокие душевные переживания. Но в
то же время разных в социальном положении, Эраст был дворянином, а Лиза
– крестьянка. Цепь событий приводит к тому, что молодой человек,
проигравшись в карты, должен жениться на богатой вдове, а девушка,
покинутая и обманутая, бросается в пруд. В этой повести нет злодея,
пороки героя коренятся не в его душе, а в нравах общества, считает
Карамзин.
По моему мнению, конец их отношений – результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя.
Эраст
– «довольно богатый дворянин» , но со «слабым и ветреным сердцем» . «Он
вёл рассеянную жизнь, и думал только о своём удовольствии» . Вначале
Эраст думал только о «чистых радостях» , но пересытившись «наскучившими»
отношениями, захотел
освободиться от них. Для Лизы же потеря
любимого была равносильна утрате жизни. Существование без любимого не
имеет для неё смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством.
«Бедная
Лиза явилась первой и самой талантливой русской сентиментальной
повестью. В которой Карамзин громко, на всю Россию, сказал свою
знаменитую фразу: «И крестьянки любить умеют! »