1) Экономика
— система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения
и потребления, различных благ и услуг, необходимых для удовлетворения
потребностей, как отдельного человека, так и фирмы и государства. Человечество
может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и
повторению производственных процессов. Поэтому экономика — фундамент всякого
общества. Экономика возникает вместе с человеком, существует вместе с человеком
и во имя человека.
Любая наука возникает в результате
попыток людей решить определенные вопросы своей жизнедеятельности. Сказанное в
полной мере относится и к экономической науке. Экономическая наука — отрасль
знаний, посвященная изучению правил, позволяющих рационализировать поведение
экономического субъекта (человека, фирмы, государства) при решении им своих
экономических проблем.
Макроэкономика – раздел
экономической теории, изучающий экономику как единое целое в рамках рыночной
парадигмы. Вернее сказать, макроэкономика изучает основные рынки, существующие
в реальной экономике, т.е. рынок благ, рынок труда, рынок денег и рынок
капитала, не учитывая процессы, происходящие внутри каждого из этих рынков, в частности
игнорируя наличие на товарном рынке множества товаров, цены и объемы продаж
которых постоянно меняются.
Хотя макроэкономика и не учитывает
процессы, происходящие внутри макроэкономических рынков, в курсе макроэкономики
изучается взаимодействие этих рынков и строятся, на их основе, теории общего
равновесия в масштабах всей экономики и теории макроэкономической динамики
(т.е. теории экономического роста и экономической цикличности).
Макроэкономика изучает масштабы
экономики (в частности масштабы производства и масштабы цен) и изменения
масштабов экономики, абстрагируясь от изменений пропорций, которые изучаются в
микроэкономике. Т.е. макроэкономику не будут, например, интересовать
соотношения цен разных товаров, зато будет интересовать их совместно изменение
при инфляционных процессах.
Микроэкономика (от греч. слов
“микро” – маленький и “ойкономия” – управление хозяйством) рассматривает
хозяйственную деятельность первичных субъектов экономики (фирм, потребителей,
наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных
предпринимателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические
решения на уровне этих ячеек, например, показывает, как фирмы распределяют свои
ресурсы на разные цели; как рабочие решают, где и сколько им необходимо
работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор
влияют изменения цен и доходов.
Микроэкономика изучает отношения
между предпринимателями и наемными работниками, между самими предпринимателями
(конкуренцию), а также между продавцами и покупателями. Все эти отношения
реализуются через цены на факторы производства и экономические блага. Поэтому в
центре микроэкономического анализа находится механизм рыночного
ценообразования.
Важным аспектом микроэкономической
теории является взаимодействие хозяйственных субъектов в процессе образования
более крупных структур – рынков конкретных товаров или, как их еще называют,
отраслевых рынков (зерна, автомобилей, образовательных услуг и т.п.).
Микроэкономика помогает понять
закономерности развития той или иной отрасли производства и сферы услуг, то,
как взаимодействуют между собой производители и потребители на рынках отдельных
товаров. Она объясняет, как устанавливаются цены на одежду и автомобили, нефть
и зерно, услуги адвоката и биржевого маклера; как определяется и от чего
зависит уровень зарплаты; какие средства инвестируются предпринимателями в
производство тех или иных товаров; сколько и почему выпускается в экономике
различных благ и кто их получает. Одним словом, микроэкономика формулирует и
объясняет целый ряд законов: редкости благ, спроса и предложения, убывающей
предельной полезности, убывающей отдачи от факторов производства и др.