В современных социально-гуманитарных науках наблюдается смена представлений о целостности и однолинейности исторического процесса представлениями о разнонаправленно-сти исторического развития, что находит выражение в цивилизационном подходе к изучению общества. В результате монистическая теория мировой цивилизации дополняется плюралисти-ческим подходом, не позволяющим делить цивилизации на «правильные» и «неправильные», а народы – на исторические и неисторические.Признание цивилизационного плюрализма еще не решает вопроса о сущности цивилиза-ционного подхода, поскольку в научной литературе присутствуют сотни определений цивилиза-ции, основанных к тому же на преобладании социологического, культурологического, этнопси-хологического или географического подходов. Возникает потребность в выборе категориально-го определения, позволяющего реализовать цивилизационный подход и выяснить цивилизаци-онную принадлежность России.В данном ракурсе представляется обоснованным подход С. Хантингтона, который рас-сматривает цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уро-вень культурной идентичности людей. «Цивилизации определяются, – пишет он, – наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, – а также субъективной самоидентификацией людей» [1, с. 34]. Достоинством такой позиции яв-ляется многофакторный подход, позволяющий учитывать не только объективные, но и субъек-тивные составляющие, в частности, культурную самоидентификацию людей. Поскольку куль-турная самоидентификация в процессе истории может меняться, то возможным результатом может стать изменение состава и границ той или иной цивилизации.Следовательно, мы придерживаемся идеи о цивилизациях как о локальных культурно-исторических типах общества. Дифференциация человечества на цивилизации связана, преж-де всего, с фундаментальными различиями между наиболее оригинальными и влиятельными культурами, сложившимися на географическом теле нашей планеты. Поэтому, например, циви-лизационные различия между Западной Европой и Японией определяются не технологией, от-ношениями собственности или политическими институтами, а особенностями европейской ияпонской культуры.Следующая проблема связана с определением цивилизационной принадлежности России. Является ли Россия самостоятельной цивилизацией, или она не обладает таким стату-сом? В научной литературе отсутствует однозначный ответ на поставленный вопрос. В связи с распадом советской формы российской государственности звучат многочисленные голоса о необходимости вхождения России в лоно западной цивилизации.