Своеобразие конфликта в комедии «Горе от ума» со-стоит в том, что в произведении происходит взаимодей-ствие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Две комедии как будто вло-жены одна в другую: одна, так сказать, частная, домаш-няя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой — это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожидан-но другая, и действие завязывается снова, частная ко-медия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».
Чацкий имеет много общего с декабристами (любовь к русскому народу, желание «служить делу, а не лицам», ненависть к крепостничеству, истинная культура и про-свещенность, «он очень положителен в своих требова-ниях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком»), но за ним не стоит сила, все декабристское общество. Он один против всех.
Необычный этот конфликт «Горя от ума» заложен в сюжете комедии. Первое действие представляет собой экспозицию конфликтного развития. Первые 5 явлений этого действия рисуют довольно подробную картину жизни Фамусова и Софьи до приезда Чацкого, тем са-мым подготавливая фон, на котором затем с нарастаю-щей силой разовьется будущий конфликт. Мы узнаем о любви Софьи к Молчалину, которая скрывается от Фа-мусова, и о притворном отношении Молчалина к Софье (рассказ Лизы о тетушке и молодом французе). 7—9-е яв-ления — завязка любовной интриги, связанная с приез-дом влюбленного в Софью Чацкого. Личный конфликт служит одновременно проявлением и общественного конфликта, который угадывается в сатирических реп-ликах Чацкого о московских нравах (уже в 7-м явлении Софья замечает: «Гоненье на Москву.