Пейзаж в музыке. Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы не очаровывала душу лунная ночь, все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна и радостна, задумчивая или величава; она такова, какой видит его человек. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекина «Пение птиц» , «Охота» , «Соловей» . Так был намечен к освоению музыкой ее пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно. Помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только звучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. А. Вивальди ЗИМА Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажами в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь, снег, лесная и морская стихия, леса и поля, земля и небо – все это находит свои звуковые выражения, порой буквально поражающие изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя. Пейзаж в музыке присутствует во всем богатстве своих проявлений – и как пейзаж «Настроение» (например, у Чайковского) , созвучный пейзажным полотном И. Левитана, В. Серова. И как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского) , и как красочная картина, заключающая в себе проявление прелести окружающего мира у импрессионистов. Вывод: Пейзаж – жанр изобразительного искусства, это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные композиции художников и музыкантов.