Одними из лучших представителей русского романтизма этого периода
можно по праву считать Жуковского и Батюшкова. Для того, чтобы
получить более полное представление об их произведениях, проделаем
следующую работу:
- прочтём отрывки из стихотворений поэтов,
- сравним их, определив фонетические, синтаксические, лексические средства выразительности речи,
- сделаем вывод об особенностях поэтической манеры каждого автора.
Батюшков в 1816 году.
Портрет В. А. Жуковского. Орест Кипренский, 1816 год.
Рис.2
Батюшков «Мой гений». Жуковский «Желание».
Я помню голос милых слов, О предел очарованья!
Я помню очи голубые, Как прелестна там весна!
Я помню локоны златые Как от юных роз дыханья
Небрежно вьющихся власов. Там душа оживлена!
Моей пастушки несравненной Полечу туда... напрасно!
Я помню весь наряд простой, Нет путей к сим берегам;
И образ милый, незабвенный, Предо мной поток ужасный
Повсюду странствует со мной. Грозно мчится по скалам.
Оба стихотворения написаны в романтическом ключе, но
у Батюшкова аллитерация ( мн-л, м-л-л, мн-л…)
показывает нежность, сладостность гармоничность с любимой. Синтаксический параллелизм (я помню)
и обратный порядок слов подчёркивают очарованность милой девушкой, и
любование ею. Образ любимой создаётся метафорами, эпитетами,
олицетворениями («локоны златые», «голос милых слов», «образ милый…
повсюду странствует со мной»). Свою прекрасную возлюбленную поэт
не забудет никогда.
У Жуковского аллитерация (рдл-р-рл, стн…) передаёт бодрость, живость
картины. Пауза в 5 строке – образ пропасти. Синтаксический параллелизм
и обратный порядок слов подчёркивают отсутствие дороги
назад, восклицательные
предложения создают
эмоциональный подъём в речи, антитеза 1 и2 части строфы
подчёркивается эпитетами, метафорой, олицетворениями анафорой:«предел
очарованья», прелестна-ужасный, «юных роз дыханье»). Любовь у поэта -
это воспоминание, оно в прошлом и пути к тем берегам нет. Как нет
гармонии между прошлым, настоящим и будущим.