1-1
2-3
3-?
4-1
5-1
6-0101
7-отраслевая структура хозяйства
8-Причины высокой энергоемкости российской экономики заключаются в:
• суровых климатических условиях территории страны (Россия расположена в пределах арктического, субарктического и умеренного поясов). Климат характеризуется как континентальный, и степень континентальности увеличивается по мере движения с запада на восток. Две трети территории относятся к зоне севера. 60 % территории страны охвачены многолетней мерзлотой [3];
• больших расстояниях, которые необходимо преодолевать для доставки сырья, материалов, ТЭР и других товаров. Удельные расходы ТЭР на единицу транспортной работы достигают на речном транспорте 1,2–1,4 г. у. т./т-км, железнодорожном – 3–5 г. у. т./т-км, трубопроводном – 12–15 г. у. т./т-км, автомобильном – 140–160 г. у. т./т-км, авиационном – 850–1 000 г. у. т./т-км;
• высокой доле ветхих, устаревших и изношенных жилых и общественных зданий, расходы тепла на отопление которых существенно превышают строительные нормативы. Более 70 % зданий жилого фонда в областных, краевых и республиканских центрах Российской Федерации имеют уровень удельного потребления тепла на отопление, превышающий 200–300 кВт•ч/м2 в год, и термические сопротивления ограждающих конструкций менее 2,0 м2•К/Вт;
• недостаточной и не всегда качественной нормативно-правовой базе энергосбережения и энергоэффективности;
• исторически сложившемся менталитете российских граждан, нравственном ориентире пренебрежительного отношения к экономии и бережливости;
• недостаточной и низкой профессиональной подготовке специалистов в области энергосбережения и эффективного использования энергетических ресурсов.
В этом перечне причин высокой энергоемкости российской экономики только суровый климат и дальние расстояния являются объективными непреодолимыми обстоятельствами. Все остальные являются субъективными, и их влияние может быть существенно снижено за счет целенаправленной деятельности и последовательным движением по ориентирам путеводителя «дорожной карты». Какова доля объективных и субъективных причин высокой энергоемкости, еще предстоит разобраться, но базовые принципы «дорожной карты» должны быть направлены преимущественно на преодоление названных причин высокой энергоемкости.