Анализ сонетов Шекспира, сочинение по зарубежной литературе
Уже более четырех столетий творчество Уильяма Шекспира остается актуальным для читающей публики всего мира. В своих произведениях Шекспир воплотил идеи эпохи позднего Возрождения — идеи гуманизма, человеколюбия. Ранние пьесы Шекспира проникнуты жизнеутверждающим началом, а поздние наполнены глубоким философским смыслом. Но самой отличительной чертой произведений великого драматурга, пожалуй, является изображение живой жизни. Все ситуации вполне реальны и узнаваемы, в трагедиях поднимаются вопросы жизненно важные и по сей день, которые так и не сумел разрешить XX век.
Темы, поднятые в драмах, Шекспир продолжает развивать и в сонетах, сборник которых впервые был опубликован в 1609 году и состоял из 154 сонетов. Недраматические произведения Шекспира составляют наименьшую часть его творческого наследия, но оно не менее важно и содержательно. Несмотря на то что сборник сонетов все еще обнаруживает сильное итальянское влияние (в частности, петраркизма), в традиционную форму сонета Шекспир вложил живое содержание переживаний и раздумий. Темы сонетов разнообразны, но тем не менее можно перечислить основные из них: прежде всего, это, несомненно, тема любви. Причем любовь эта разная, противоречивая, страстная, бурная и спокойная, безответная. Любовь у Шекспира подобна жадному зверю:
Так и любовь. Ее голодный взгляд Сегодня утолил до утомленья, А завтра снова ты огнем объят. Рожденным для горенья, не для тленья.
Героиня любовного сонета Шекспира не холодная, гордая красавица аристократка, а обыкновенная женщина — «смуглая леди сонета». В ее описании поэт отказывается от общих поэтических штампов, это его творческое кредо, «и все ж»:
Она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пылких оболгали.
Но тем не менее черноокая красавица не менее коварна и вероломна; любовная линия поэта развивается бурно и противоречиво. Сонеты в определенной последовательности составляют целый роман с завязкой, кульминацией и развязкой. «Смуглая леди» может и посмеяться над поэтом, и оттолкнуть его, а потом снова поманить. Тяжело переживает поэт эти разрывы и расставания, и в середине любовного «сонетного» романа появляются строки, в которых чувствуется безнадежность и грусть:
Клянусь до слез, что темный цвет лица
И черный цвет волос твоих прекрасен…
Беда не в том, что ты лицом смугла,
Не ты черна, черны твои дела.
Любовная линия часто переплетается с мотивами дружбы — эти два чувства тесно связаны друг с другом. Вероломная темноволосая красавица занимает сердце не одного поэта, в ее сети попал и друг поэта:
Терзать меня тебе казалось мало,
мой лучший друг захвачен в тот же плен.
Но в этой борьбе двух чувств
любви и дружбы
побеждают всегда дружеские чувства:
Но друга ты избавь от рабской доли
И прикажи, чтоб я его стерег.
Я буду стражем, находясь в неволе,
И сердце за него отдам в залог.
И любовь здесь уже не «источник счастья», а «уродливый недуг», которым больны и сам поэт, и его несчастный друг. Недуг этот еще и компонент зловещей атмосферы, которой окружено в обществе ремесло поэта и его друзей-актеров. Кругом, в обществе:
Достоинство, что просит подаянья. Над простотой глумящуюся ложь. Ничтожество в роскошном одеяньи И совершенству ложный приговор.
Пессимистические настроения в сонетах вскоре опять сменяются на веру в жизнь, радость и надежду. Мы умираем, но в то же время продолжаем жить в своих детях:
… Вы посмотрите на моих детей,
Моя былая свежесть в них жива,
В них оправданье старости моей.
Несостоявшимся считает Шекспир человека, который не оставил после себя ничего, а тем более самого главного — детей, которые повторяли бы его. Красота, молодость, живость ума не нужны и бесполезны, если они навсегда исчезают, умирают вместе с их обладателем. Такой человек подобен скряге, который припрятывает для себя одного то, что дано ему природой. Но природа потребует от него расчета:
Прелестный скряга, ты присвоить рад,
То, что дано тебе для передачи. …
И в грозный час, назначенный судьбой,
Какой отчет отдашь в своих растратах.
Призыв Шекспира — сохранить жизнь, передать в детях то, что природой «дано для передачи».
Пускай с годами стынущая кровь
В наследнике пылает вновь.
И тогда человеку будет не страшна смерть, ему не стыдно будет за прожитые годы. Долг каждого человека — воздать за то, что дала человеку природа, это его долг перед человечеством, перед женщиной,”которая родила его на свет:
И, если повторить не поспешишь
Свои черты, природу ты обидишь