Катерина религиозна, но, несмотря на это, совершает грех —
изменяет мужу. Она не в силах противиться своей любви. В недолгие мгновения
счастья открывается ей истинная возможность быть свободной в своем выборе.
Островский в ее характере показывает очень странное соче-ние: богобоязнь и
мятеж против семейного гнета. Борис для Катерины — единственный свет в окне,
поняв, что они не могут быть вместе, Катерина не может больше жить. Для нее не
имеет смысла дальнейшее существование.
2 Речевая характеристика Катерины
Основные источники языка Катерины - народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература. Глубокая связь её языка с народным просторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе. Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия: «Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты мою душу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти и подобные им фразеологизмы – общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в виде исключения в ее речи встречаются морфологически неправильные образования: «не знаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то». Образность ее языка проявляется в обилии словесно-изобразительных средств, в частности сравнений. Так, в ее речи более двадцати сравнений, а у всех остальных действующих лиц пьесы, вместе взятых, немного более этого количества. При этом ее сравнения носят широкий распространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь». В речи Катерины часто звучат слова и обороты, мотивы и отголоски народной поэзии.