Антонимы - это слова. имеющие противоположное значение. Они создают
такой художественный прием, как антитеза. Основой антонимии является
наличие в значении слова качественного признак, который может возрастать
или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много
антонимов среди имен прилагательных, выражающих понятия качества
(хороший-плохой) , различные ощущения (твердый-мягкий, сладкий-горький) ,
объема, размера, протяженности (толстый-тонкий, большой-маленький,
высокий-низкий) , веса (тяжелый-легкий), формы (острый-тупой) , цвета
(белый-черный) , психологических оценок (добрый-злой, храбрый-трусливый)
, времени (прошлый-нынешний) , пространства (близкий-далекий) ,
возраста (молодой-старый) и так далее.
Аналогичные значения
противоположности могут выражать имена существительные
(поклонники-противники, хижина-дворец, горе-радость) , глаголы
(работать-отдыхать, любить-ненавидеть, приходить-уходить), наречия
(рано-поздно, здесь-там) , предлоги (в-из, под-над) и так далее.
Многозначность
слова обусловливает наличие у одного и того же слова не одного, а
нескольких антонимов. (низкий забор-высокий забор, низкий
поступок-благородный поступок)
В речи языковые антонимы, построенные
на прямом значении слова, могут пополняться антонимами контекстуальными
(тесная обувь-свободная обувь, тесная квартиа-свободная квартира) .
Антонимы широко используются в художественной речи, в публицистике как
выразительное средство создания контраста, служащее для усиления
выразительности речи путем противопоставления понятий, мыслей, образов