В произведении происходит взаимодействие двух конфликтов: любовного, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликта общественно- идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. С точки зрения проблематики на первом плане – конфликт между Чацким и фамусовским обществом, противоречие между граждански активной личностью и общественно пассивным, реакционным большинством.
Фамусов – одна из центральных фигур в комедии. Это яркий представитель «века минувшего», он проповедует и защищает жизненную философию «отцов», т. е. тех, кто имеет консервативные взгляды. «Отцы» в пьесе – высокопоставленные чиновники и в то же время богатые помещики. Они заинтересованы в сохранении самодержавно-крепостнической системы, выступают против свободы слова и просвещения. «Отцы» - правящее сословие, в их руках сосредоточена власть. Служебное положение Фамусова достаточно высоко: он «управляющий в казенном месте». Именно от него зависит материальное состояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, «протекции» молодым чиновникам и пенсии старикам. Естественно, Фамусов и другие московские «тузы» выступают за сохранение своего привилегированного положения.
Фамусов – убежденный защитник всего застойного. По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, «как делали отцы», учиться, «на старших глядя».
Главный вопрос для фамусовского общества – вопрос о службе. Все в этом кругу мечтают «достигнуть степеней известных», обеспечить себе безбедное существование. К людям, которым это удается, например к Скалозубу, Фамусов относится с одобрением. А Чацкий по его шкале ценностей – «пропащий» человек, заслуживающий только презрительного сожаления: ведь, обладая хорошими данными для успешной карьеры, он не служит.
Общественное мнение для Фамусова свято. Он боится огласки и с горечью восклицает: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Фамусов живет по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Вот почему он, встречая Скалозуба, завидного жениха для Софьи, лебезит и суетится перед ним; желая угодить, теряет всякую важность.
В образе Скалозуба выведен «идеальный» московский жених — грубоватый, богатый, довольный собою. Фамусов прочит этого молодого армейского полковника из ново-землянского мушкетерского полка в женихи Софии. В момент первого своего приезда в дом Фамусова, Скалозуб рассказывает о себе — служит с 1809 г. (т. е. он — участник Отечественной войны и европейской кампании, но при этом орден «на шею» он получил не за боевые действия, а по случаю торжеств 3 августа 1813 г., в честь Плейсвицкого перемирия; это значит, что С. умеет не только служить, но и «прислуживаться»). Его всего два года «поводили за полком»; теперь он «метит в генералы».
Образ Фамусова воплощает особенности жизненного уклада самодержавно-крепостнической бюрократии – «отцов», охранителей существующих порядков. Старый мир в пьесе автор обличает, осуждает.