Пьеса Г. Ибсена «Кукольный дом», или «Нора», вызвала бурные споры в обществе. Кое-где в гостиных даже вывешивали объявление: «Просим не говорить о "Кукольном доме"». Ибсен создал аналитическую, а не психологически-бытовую драму, и Ибсен выиграл. Действительно, нам сегодня уже не столь интересно, каким был тип замужней женщины в норвежском обществе сто пятьдесят лет тому назад, но нам, бесспорно, интересно, как человек отважился быть самим собой — вопреки всему? Как отстаивает собственную индивидуальность и собственную свободу мнения и чувства? Как не боится идти вопреки юридическому праву, если оно находится в противоречии с правами человека? Законы любви первичны, юридическое право — вторично.
Начинается «Кукольный дом» с рождественской елки, которую купила и принесла в дом Нора. И подготовка к этому главному семейному празднику в семьях католиков и протестантов — важное событие. Нора вместе с супругом рассматривает свертки с рождественскими подарками для детей. Суета, предчувствие теплого семейного праздника — все очень мило в кукольном доме Гельмеров.В истории восприятия этой пьесы отчетливо выделяются две точки зрения: одна — феминистическая, другая — общечеловеческая. Женское движение восприняло пьесу как оружие в борьбе за права женщины и считало ее своим манифестом.В 1898 году в речи Ибсена, с которой он выступил в Союзе норвежских женщин, прозвучало откровение драматурга: «Благодарю за тост, но должен отклонить от себя честь сознательного содействия женскому движению. Я даже не очень уяснил суть его. И дело, за которое борются женщины, мне кажется общечеловеческим». Возможно, правы те, кто считает, что борьба за освобождение женщины в пьесе является частным случаем в борьбе за освобождение человека вообще?Чем же тогда объяснить отказ современных театров ставить «Нору»? Может, проблема освобождения человека в начале третьего тысячелетия становится неактуальной и каждый человек выбирает свой путь, «панскими вытребеньками» кажутся моральные страдания Норы? Именно так ко всему происходящему в доме Гельмеров отнеслась подруга Норы. Фру Линне привыкла к самопожертвованию и тяжелой работе, чтобы обеспечить свою больную мать и младших братьев. Она ощущает постоянную потребность заботиться о ком-нибудь. Она возвращается вновь к Крогстаду не потому, что все еще любит его, а чтобы заботиться о нем и его четырех детях, оставшихся без матери. Согласитесь, что поведение этой женщины нам понятно, и она вызывает уважение. Ибсен не убедил читательниц, что Нора борется за свои права, то есть борца за женскую эмансипацию из Ибсена не вышло, Остается то, что есть в пьесе. Последними словами Норы, покидающей кукольный дом, становится ответ на вопрос мужа, может ли еще все измениться в их отношениях? «Для этого нужно, чтобы произошло чудо. Чтобы ты и я изменились. Чтобы наша жизнь вдвоем могла стать жизнью настоящей супружеской пары», — отвечает Нора. Иными словами, она полагает, что их отношения до сих пор были «ненастоящими»... Эту надежду оставляет автор в брошенном доме.Что же было «ненастоящим» и что должно стать «настоящим»?Отношения обитателей «кукольного дома» очень напоминают детскую игру, хотя сами играющие уже давно взрослые и имеют собственных детей. Эта болезнь, не отвечающая возрасту, называется в психологии инфантилизмом, то есть «детскостью» взрослых людей. Такой болезнью страдают Нора и ее супруг.Именно этим состоянием души можно объяснить название пьесы Ибсена «Кукольный дом».Продолжил эту мысль Ф. М.Достоевский, который считал, что превращение человека в бездумную куклу, подчиняющуюся кукловодам, представляет опасность. Так семейная пьеса Ибсена выводит на серьезные и очень непростые вопросы человеческой жизни, имеющие отношение не только к супружеской паре Гельмеров, а и к обществу в целом.