Сейчас нечасто приходится заниматься
арифметическими вычислениями вручную. Но все же, иногда такая
необходимость возникает. И тогда мы начинаем ломать голову: как делить
столбиком самому или как научить делить столбиком ребенка? Давайте
попробуем разобраться с алгоритмом деления столбиком на конкретных
примерах.
Допустим, нам нужно разделить 1625 на 13. Для начала нарисуем вот такую конструкцию:
В правом нижнем углу мы будем писать наш ответ, цифра за цифрой. Откуда же мы будем брать эти цифры? А вот откуда:
Делитель у нас двухзначный, поэтому мы смотрим на первые две цифры
делимого и проверяем, больше ли получающееся из них двухзначное число,
чем делитель. В нашем примере 16 больше чем 13. Из 16 можно вычесть 13
только один раз. Поэтому под 16 мы пишем 13 как при вычитании, и еще
ниже пишем остаток от вычитания - 3. В углу пишем первую цифру ответа -
1.
Добавляем к тройке следующую цифру от делимого, получаем 32. Из 32 мы
можем дважды вычесть 13, поэтому пишем вторую цифру ответа - 2:
Повторяем те же действия с последней оставшейся цифрой делимого, получаем:
Итак, наш ответ 1625/13=125.
Но результат деления не всегда является целым числом, и стоит
разобраться в том, как научиться делить в столбик в этом случае. Для
примера разделим 129 на 4.
Форму для деления строим аналогично предыдущему примеру и делить начинаем таким же образом:
А вот здесь уже после первого шага в остатке получился 0. Ничего страшного, работаем со следующей цифрой делимого.
Вот наступил интересный момент: цифры делимого закончились, а ноль в
остатке мы все еще не получили. Что делать? В ответе ставим запятую,
после нее мы будем писать дробную часть. К остатку добавляем 0, т.е. у
нас будет теперь 10 вместо 1. Дальше продолжаем уже хорошо знакомые нам
операции:
Ну вот, мы и добрались до нуля в остатке, это значит, что наше
деление столбиком закончено. Мы выяснили, что 129/4=32,25. Правильность
ответа можно проверить с помощью обратного умножения 32,25*4=129.
Надеюсь, вы не забыли, как умножать столбиком?