Вступление сама) Назначение этикета
ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества, и
за пределы этого сословия не выходило.
Этикет задавал
стандарты и каноны не только поведения, но и всего образа жизни дворянства,
приводя его к “общему знаменателю”: надо было “вести себя как все”, и “жить как
все”, и чтобы “все было как у всех”.
Этикет пронизывал
все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь
двора. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать. Точно
указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, кто должен держать
и подавать одежду, туалетные принадлежности и т.д. Заранее было определено, кто
сопровождает монарха, как проходят церемонии аудиенций, обедов, прогулок,
балов.
Представленная ко
двору женщина, удалялась от царствующей особы, должна была двигаться спиной к
выходу, ногой отбрасывая шлейф своего платья, чтобы не запутаться в нем.
Этикет точно
регламентировал, на какую высоту, переступая порог, могли поднимать юбки
придворные дамы того или иного ранга. Указывалось, каким именно придворным
дамам следует ходить рука об руку. Этикет предписывал количество и конфигурацию
линий, которые должны были вычерчивать при реверансе придворные особы.
Этикет носил
характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение
норм этикета рассматривалось как преступление. И в своем кругу придворные
должны были строго соблюдать понятиям чести. Но и придворная честь, по мнению
Монтескье, это выражение интереса к собственному образу в глазах окружающих (а
не внутренняя потребность). И человек должен говорить правду, только потому,
“что человек, привыкший говорить правду, кажется смелым и свободным”, и быть
вежливым не потому, что не может иначе, а потому, что вежливость свидетельствует,
что мы не низкого звания.