-Как стать хорошим педагогом.
Каждый преподаватель стремится стать хорошим
педагогом. В своем
выступлении я хочу остановиться на некоторых аспектах,
которые помогли бы учителю осуществить свою мечту. Итак, тема моего выступления
«Как стать хорошим педагогом».
Одним из ключевых моментов
современной Концепции образования является обращенность ее к личности педагога.
Думаю, что со мной согласятся все: сегодняшнюю школу не может удовлетворить
учитель, работающий только «от сих, до сих», не ищущий в себе многогранных
качеств разносторонней личности, способного творчески передать ученикам
богатство человеческой культуры. Школе нужен хороший педагог, способный
управлять деятельностью на высоком профессиональном уровне.
Прогнозируя облик учителя новой
школы, я хотела бы отметить, что качества хорошего педагога зависят от его
мастерства. А мастерство проявляется в деятельности и его характеризуют многие
составляющие, но мне хотелось бы особо выделить некоторые из них.
Учитель-мастер – знаток психологии личности, владеющий: - глубокими знаниями предмета; - обладающий педагогическими способностями; - владеющий педагогическим артистизмом. Все знают, что подготовка в вузе обеспечивает учителя только фундаментальностью и системностью знаний. В целом в психолого-педагогическои науке и в практике накоплен багаж знаний, рекомендаций, которые должны стать достоянием каждого учителя по развитию профессиональных знаний предмета. Из своего опыта могу сказать, что мало говорить о том, насколько учитель должен хорошо знать свой предмет, владеть методиками преподавания, любить детей, конечно же, это – основа основ учительской профессии. Но ныне, все более востребованными становятся такие качества учителя как педагогические способности и педагогический артистизм. На них я и хочу остановиться в своем выступлении. I. Итак, педагогические способности. Среди разнообразных источников воздействия на школьников особое место, на чем я хочу заострить ваше внимание, принадлежит речевому общению учителя. Педагогу необходимо постоянно развивать свои способности к этому виду общения. Это значит - формировать соответствующее восприятие учащегося, умение проникнуть в его внутренний мир, и в определенный момент почувствовать его психическое состояние, понять мотивы его поведения. Мое рассуждение о речевом общении было бы неполным, если бы я не остановилась еще на том, каковы особенности речи учителя. Это - ее направленность, обращенность к ученикам. Под направленностью подразумеваются побуждения, призывающие к совместной работе, например, «представим себе», «давайте пофантазируем», «вы, конечно, вспомните» и т.д. При этом учителю важно не только владеть своим голосом, но и уметь правильно и своевременно делать паузы в речи, т.к. учащиеся весьма чутки к интонационным тонкостям речевого поведения учителя. Чаще всего ученики обижаются не на смысл слов учителя, а на то, как они произносятся. Этот факт особенно важно учитывать, тогда когда учитель делает замечания.Известно, что выразительность речевого поведения педагога в большей мере зависит от использования кинетических средств – мимики, жестикуляции, пантомимики, т.е. зрительно воспринимаемого диапазона движений. Жест и мимика в общении несут до 40% информации, помогают сосредоточить слушающего на тех или иных «ударных» частях высказывания.