§1. Если человек станет
обличать под клятвой человека, бросив на него (обвинение) в убийстве, и не
докажет этого, (то) обличавшего его должно убить.§2. Если человек бросит на
человека (обвинение) в чародействе и не докажет этого, (то) тот, на кого брошено
(обвинение в) чародействе, должен пойти к Реке[1] и
броситься (в нее). Если Река овладеет им, (то) обличавший его может забрать
его дом; (а) если Река этого человека очистит и он останется невредим, (то)
того, кто бросил на него (обвинение в) чародействе, должно убить; бросившийся в
Реку получает дом обличавшего его.§3. Если человек выступит в
судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им
слов, (то), если это судебное дело (о) жизни, этого человека должно убить.
§4. Если же он выступил для свидетельствования в судебном деле о хлебе
или серебре, (то) он должен понести наказание, (налагаемое в) таком судебном
деле.
§5. Если судья будет судить
судебное дело, постановит решение, изготовит документ с печатью, а потом свое
решение изменит, то этого судью должно изобличить в изменении решения, и он
должен уплатить (сумму) иска, предъявленного) в этом судебном деле, в
12-кратном (размере), а также должен быть в собрании поднят со своего
судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями на суде.§6. Если человек украдет
достояние бога или дворца, (то) этого человека должно убить; а также того, кто
примет из его рук украденное, должно убить.§7. Если человек купит из руки
сына человека или из руки раба человека[2] без
свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро/либо золото, либо
раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, (то)
этот человек — вор, его должно убить.§8. Если человек украдет либо
вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо лодку; то, если (это) божье
(или), если (это) дворцовое, он может отдать (это) в 30-кратном (размере), а если
(это принадлежит) мушкенуму[3], -
он может возместить в 10-кратном (размере); если же вору не чем отдать, (то)
его должно убить.§9. Если человек, у кого пропало
что-либо, схватит пропавшую вещь в руках (другого) человека, (и) тот, в чьих
руках будет схвачена пропавшая (вещь), скажет: "Мне, мол, продал продавец,
я купил, мол, при свидетелях", а хозяин прощавшей (вещи) скажет: "Я мол,
представлю свидетелей, знающих мою пропавшую (вещь", то) покупатель
должен привести продавца, продавшего ему (вещь), и свидетелей, при ком он
купил; также и хозяин пропавшей (вещи должен привести свидетелей, знающих его
пропавшую (вещь). Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых
была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую (вещь), должны
рассказать перед богом то, что они знают и (тогда) продавец - вор, его должно
убить, хозяин пропавшей (вещи) должен получить свою пропавшую (вещь обратно);
покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.
§10. Если покупатель не приведет продавца, продавшего ему, и
свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей (вещи) приведет
свидетелей, знающих его пропавшую (вещь, то) покупатель - вор, его должно
убить; хозяин пропавшей (вещи) должен получить свою пропавшую (вещь).