Грибоедовская Москва кардинально отличалась от того города, в котором
живем мы (то есть многие памятники архитектуры, например, остались
прежними, но вот нравы и порядки изменились кардинально) . Прежде всего
потому, что в то время она не была столицей, а считалась почти
провинциальным городом, особенно зимой (по слова Белинского "Москва
впадала в спячку"). Здесь обитали люди, никогда не служившие при дворе,
или же те, которые уехали доживать свои дни. В. Г. Белинский даже
называл Москву "столицей отставников".
Грибоедов посвятил "Горе от
ума" московским нравам, московскому светскому обществу. Автор говорит о
нем иногда с усмешкой, иногда со злой иронией, но всегда с горечью (он
любит свой город, но презирает московское дворянство, светские салоны и
беспощадно высмеивает пороки общества) .
Главный герой комедии –
Чацкий, молодой человек, принадлежащий к отряду передовой дворянской
молодежи. Он попадает в Москву после трехлетнего отсутствия (не раз
Чацкий пожалеет о своем отсутствии, ведь любимая девушка успела его
разлюбить) . Но к его удивлению, ничто здесь не изменилось, нравы в
Москве царят на редкость консервативные, люди так и остались полностью
удовлетворены тем порядком, который существует, довольны собой и
окружающими. Московские старики – это знатные тузы, свято хранящие
традиции старины, пусть даже эти догмы абсурдны и жестоки (и до тех пор,
пока эти люди будут живы, и будут занимать высокие посты ничего не
изменится) .
Но в этом обществе есть и молодые. Это либо
военные, как Скалозуб, которые, делают все для того, чтобы добиться
чинов любыми путями, не за счет ума и заслуг, а другими способами. Либо
такие, как Загорецкий и Молчалин, которые ублажают богатых дураков,
чтобы через какое–то время самим стать такими же. Есть еще и такие как
Репетилов – жалкое подобие декабриста (на него даже смотреть смешно –
пародия, да и только) . Чацкий пытается расшевелить это болото, но он
одинок.
Каковы же нравы людей, в чьей памяти еще живы порядки Екатерины второй?
Они
глупы, потому как ярые противники любого образования. "Ученье – вот
чума, ученость – вот причина", - их кредо. "Собрать бы книги все, да
сжечь! " – их мечта (это за место современного "Ученье – свет").
Представители
московского дворянства лишены каких–либо патриотических чувств и чужды
общественных мыслей. Цель и смысл жизни для них – обогащение, личная
выгода (здесь можно провести параллель с настоящим временем) . Типичным
представителем этого круга является Скалозуб. Ему дают такую
характеристику: "И золотой мешок, и метит в генералы". В его возрасте
честным путем невозможно достичь всего того, к тому же, он и не
скрывает, как все это достигалось. И этот человек считается завидным
женихом (он богат, все остальное – неважно) .
Здесь распространено кумовство, семейственность:
Ну как не порадеть родному человечку?
Москва
– "ярмарка невест". Провинциальная, патриархальная. Вспомнить хотя бы
князя и княгиню Тугоуховских с шестерью дочерьми. Единственная цель
родителей – поскорей выдать их замуж за богатых мужей (неважно какой
человек – любой, главное, чтобы был обеспечен) .
Московское общество – жалкая пародия на французское. Монолог Чацкого о французике из Бордо прекрасное тому подтверждение:
Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве с друзьями…