Появление Великой Хартии Вольностей 1215 года в Англии по праву считается
одним из самых знаменательных событий в развитии средневекового права. Этот
документ – продукт исторического развития английского государства,
закономерный результат политико-правовой мысли крупных феодалов. Роль Хартии
в становлении английского права трудно переоценить, она, бесспорно, является
документом, намного опередившим своё время. Несмотря на признание этого
факта, исследователи расходятся в оценке Великой Хартии Вольностей.
Часть историков склонна считать Хартию первым шагом средневекового общества
к демократии, документом, впервые провозгласившим неотъемлемость естественных
прав человека и попытавшимся эти права закрепить. В свете такой оценки
Великая Хартия Вольностей предстаёт перед нами предвестником современных
демократических теорий прав человека, созданных Монтескье и Руссо в XVII и
XVIII веках.
Другая оценка значения Великой Хартии Вольностей более умеренна. Историки,
придерживающиеся её (в частности, Д. М. Петрушевский)
[1], полагают, что Хартия не выполнила поставленных перед ней задач, так как
предоставляла реальную полноту прав лишь высшему сословию английского
государства – крупным феодалам и духовенству. Согласно данному мнению, Хартия
являлась лишь первым шагом на пути к становлению в Англии правового государства
и реорганизации государственного строя на началах народного представительства.
Автор придерживается второй точки зрения и склонен расценивать Великую Хартию
Вольностей как первую серьёзную попытку перехода от монархии абсолютной к
монархии ограниченной. Хартия, на наш взгляд, явилась конституционным
документом, далеко выходящим за пределы феодальных форм и идей. С принятием
данного документа Англия вступила в новую фазу политического существования,
хотя он и был построен на чисто феодальных началах. Это как нельзя лучше
подтверждается тем фактом, что отдельные положения Великой Хартии действуют и
поныне, являясь частью неписаной конституции Англии.