Я каждый день захожу в гости к любимым бабушке и дедушке. Живут они на соседней улице в красивом большом доме. Однажды за чаем разговор у нас необычный завязался. Вот сидят они рядом, бабушка и дедушка. Смотрю я на них, и вдруг мне очень грустно стало. Представила я их своими ровесниками. Дедушка Миша в 1936 году родился, 10 лет ему уже после войны исполнилось, а бабушка Галя его моложе. Значит, во время войны им 5-6 лет было. Мне совсем страшно стало.- Как, Валюша, дела-то в школе? – бодро спросил дедушка Миша.
И я похвасталась своими успехами по математике, русскому языку и даже про пятёрку по английскому языку рассказала.- Да, молодец ты, внучка! Правильно. Нужно хорошо учиться, все знания в жизни пригодятся. Я очень хотел учиться, мечтал узнать про разные страны, да немного в школу-то ходить пришлось.- А почему, дедушка? – спросила я.
- Когда время пришло в первый класс идти, война в самом разгаре была. Ходить надо было далеко, в нашей деревне школы не было. Одежды тёплой на всех детей не хватало, нас ведь в семье семеро. Вот зиму-то и просиживал я на печке, самый младший в семье был. Старшие маме помогали, работали. Сестра Александра в 19 лет умерла. Когда в посёлке Чистое на торфяниках работала, простудилась. Сильно голова у неё болела, воспалилась мозговая оболочка.- Бабушка, а ты войну помнишь?
- Конечно, помню, как её проклятую забудешь. Жили мы в деревне Барышиха дружной семьёй: мама, папа и трое детей. Правда, младший Николай в младенческом возрасте умер. Когда началась война, всех мужчин стали призывать на фронт. Не минуло это и нашу семью. Ушёл папа из дома 19 января 1942 года.
- Бабушка, а вы с фронта от отца письма получали?
- Папа очень любил свою семью, оттуда писал нам письма, в которых расспрашивал о здоровье нашем, о родных местах.- Бабушка, ты знаешь, где служил твой папа?
- Воевал он под Сталинградом. Но однажды из военкомата сообщили о том, что папа пропал без вести 10 декабря 1942 года. Помню: мама сильно плакала. Мы ещё не понимали, как это страшно, потерять мужа, отца, кормильца. Пришлось нашей маме нас одной растить в такое тяжёлое время.
- Какие воспоминания оставила война?- Я ведь, внученька, совсем маленькая была. Однако помню, как всегда хотелось есть. Очень хлеба не хватало. Всё на фронт отравляли: солдат тоже кормить надо было. Помню, как мы с братом ходили по пустым полям, собирали оставшиеся колоски. Бережно несли домой, выбивали из них зерно, и мама пекла лепёшки. Это был праздник. А весной собирали перемёрзшую картошку.Вдруг бабушка Галя отвернула своё лицо в сторону. Смотрю, а по щеке слеза течёт, другая, третья… Обняла я бабушку, прижалась к ней. Говорю:
- Не плачь. Успокойся.А сама думаю: Как тут не плакать. Детства-то и не видели совсем.
Перелистывая наш семейный альбом, увидела я очень старую, слегка помятую, уже пожелтевшую чёрно-белую фотографию. Необычно это для меня. Я таких никогда не видела. Поинтересовалась я у бабушки:- Что это за фотография? Кто на ней изображён?
Бабушка взяла фотографию и долго на неё смотрела. Вдруг на её лице появилась слезинка. Я испугалась, пожалела, что спросила. А бабушка улыбнулась, обняла меня и сказала таким тихим ласковым голосом:- Это, Анечка, моя семья! Мама Прасковья Григорьевна, папа Александр Иванович, две мои сестрёнки, старшая Валя и младшая Галя, брат Саша.
- Бабушка, расскажи мне о них и о своей жизни. Трудно вам, наверное, пришлось.- Родилась я 15 июня 1936 года в селе Пурех. Вот в этом доме прожила я всю свою жизнь. Жили мы бедно. Так сложилось, что воспитывала нас, четверых детей, мама одна. Было ей очень тяжело. Когда началась война, мне только пять лет исполнилось. Всех мужчин стали призывать на фронт, а женщины заменили их в колхозах, на производстве. Помню, как однажды мама пришла домой очень уставшая и сказала, что её переводят в другой сельский совет председателем. Пришлось нам всем туда переехать. Поселились мы в стареньком маленьком домике в глухой деревеньке, в которой всего несколько домов. Кругом лес да поля. Страшно было. Особенно зимой.
Самое страшное, что мы испытали в детстве – это голод. Постоянно хотелось кушать. Ели даже лебеду, пекли лепёшки из старой картошки, оставшейся на колхозных полях. Когда нам совсем тяжело стало, старшую сестру Валю взяли к себе мамины сёстры (у них ещё не было детей), а брата взял себе отец.
Осенью 1944 года пошла я в школу. Своё старенькое вельветовое платьице я до сих пор помню. Это была моя школьная форма. У некоторых ребят и такой одежды не было.
- Интересно, бабушка, ты тоже хорошо училась, как я.- Да, я училась хорошо, с большим желанием. Но закончить я смогла только четыре класса. Я сильно заболела гриппом (тогда такого названия болезни не было), лечиться было нечем. Получилось осложнение на уши, и я стала плохо слышать. Ребята в школе смеялись над моей бедой и называли глухой, а мне было обидно до слёз. Я перестала ходить в школу.- О чём вы мечтали тогда?
- Мы могли мечтать только о том, чтобы быстрее закончилась война.